61-й штурмовой Краснознаменный авиационный полк
165-й гвардейский штурмовой Станиславский Краснознаменный авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор С.Н.Мамушкин    
майор Анатолий Семенович Топалер 1942  
майор Антон Моисеевич Плескач 1943  
майор, подполковник Александр Иванович Рассмотров 10.43 - 05.45  

 

В действующей армии:

  • 22.06.41 - 05.07.41 (61 шап)
  • 13.07.41 - 16.11.41 (61 шап)
  • 10.01.42 - 17.03.42 (61 шап)
  • 24.06.42 - 05.02.44 (61 шап)
  • 05.02.44 - 09.05.45 (165 гшап)

Входил в состав 8 сад.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 80 самолетов И-153, И-15бис (в том числе 5 неисправных), а также 5 Ил-2, еще не освоенных летчиками [1]. По другим данным 60 И-153 и 5 Ил-2 [5]

Перед началом войны полк базировался в Кейданах.

22.06.41 г. после четырех бомбоштурмовых ударов авиации противника полк потерял все Ил-2 и 15 И-153. оставшиеся И-153 перебазированы на полевую площадку Маркштат в районе Каунаса. Отсюда до 25.06.41 г. летчики полка выполнили 123 самолето-вылета для ударов по немецким мотомехколоннам в районах Мариамполь и Вылковышис.

26.06.41 г. оставшиеся 17 И-153 вместе с летным составом перебазировались в Двинск, а затем в Псков и вошли в подчинение других частей. "Безлошадный" летный состав в количестве 34 экипажей был выведен в тыл для переучивания на Ил-2.

14.07.41 г. полк начал боевые действия на Ил-2 в составе 23 сад. В течение трех суток полк выполнил 51 самолето-вылет, нанося бомбоштурмовые удары по противнику в районах Монастырщино, Мстиславль, Хиславичи, Хохлово, Ширяево. К 24.07.41 г. полк потерял 24 Ил-2, 6 летчиков убитыми и пропавшими без вести и 6 летчиков ранеными. В составе полка осталось 4 неисправных штурмовика и 22 боеготовых пилота.

С августа 1941 г. входил в состав 47 сад.

20.08.41 г. полку была придана одна эскадрилья (10 Ил-2) 215 шап, составленная из неопытных летчиков. При этом в 215-й шап была командирована группа опытных командиров звеньев.

21-22.08.41 г. вел боевые действия по подавлению мощного танкового удара в районе Духовщины.

С конца августа по октябрь 1941 г. полк пополнялся матчастью в Воронеже.

10.10.41 г. снова начал действовать в составе 47 сад. Но уже к 16.10.41 г. потерял 15 Ил-2, более половины от атак истребителей.

С 17.01.42 г. полк в Москве начал получать новые Ил-2.

С 24.06.42 г. действовал в составе 227 шад.

Входил в состав 291 шад -> 10 гшад.

Преобразован Приказом НКО СССР No. 018 от 05.02.44 г. в 165 гшап.

 

Источники информации:

1. РККА.

2. Сборник боевых документов Великой отечественной войны. Выпуск 34. - М.: Воениздат, 1953.

3. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

4. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

5. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.

6. Степаненко В.И. Люди из легенды. — М.: "Знание", 1975.

7. Данные Сергея Щербины.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.