Биографии (случайная выборка)

Мнацаканов Сумбат Леонович

Сумбат Леонович Мнацаканов

Страна:

СССР

Годы жизни:

 - 08.1941

Вид авиации:

Бомбардировочная

Категория:

штурман

Места службы:

51 дбап

1940‑08.41

Штурман, зам. командира полка по химии

Боевые эпизоды (случайная выборка)

08.07.42 г. Три боя в одном вылете

08.07.1942 г. в 7 часов 30 минут на прикрытие войск в район прифронтового города Белев вылетело восемь Як-1 под командованием командира эскадрильи 236 иап (201 иад, 1 ВА) капитана А.Г.Запорожца.

На подлете к цели Запорожец оглянулся: справа от него и чуть выше шел сержант А.А.Неброев, еще выше держались капитан А.Е.Шварёв с лейтенантом К.И.Кондиным. В стороне, на некотором удалении и с превышением над ними, шло звено прикрытия, возглавляемое капитаном А.Л.Тарасовым.

Но вот на фоне облаков появились 27 немецких бомбардировщиков в сопровождении 12 истребителей. Запорожец решительно повел свою группу на первую девятку бомбардировщиков. И тут две пары "Мессершмиттов" бросились наперерез советским летчикам. Однако четверка Тарасова упредила их атаку и сбила ведущего группы.

Запорожец тем временем прорвался к бомбардировщикам и поразил головной Ju-88, а затем и ведомого. Немецкие самолеты, оставляя за собой хвосты черного дыма, с резким снижением пошли к земле. Строй бомбардировщиков нарушился, и они обратились в бегство. Бомбардировщики остальных групп, увидев паническое бегство первой группы, поступили так же.

Через некоторое время показался второй эшелон вражеских самолетов в составе 18 "Юнкерсов" и восьми "Мессершмиттов". С крутого пикирования капитан Шварев сбил левого ведомого в головном звене, а Запорожец - машину командира эшелона. Одновременно с падающим бомбардировщиком пошел к земле и третий, подожженный меткой очередью сержанта Молчанова. Остальные немецкие летчики поспешили развернуться и лечь на обратный курс. Оставшиеся три пары "Мессершмиттов" прикрытия одновременно с разных сторон атаковали ударное звено "Яков". Но немцы не успели опомниться, как сами попали под огонь верхней четверки советских истребителей. Тарасов сбил ведущего. И это сломило волю остальных летчиков, которые, пикируя веером, вышли из боя. Казалось, бой закончен, но на горизонте появилась третья группа немецких бомбардировщиков. Капитан Запорожец, передав сообщение о помощи, снова повел в атаку боевых товарищей.

Командир дивизии А.П.Жуков вызвал дежурные подразделения, возглавляемые капитаном И.П.Немятым и ст. лейтенантом В.М.Винокуровым (519 иап). Подкрепление подоспело вовремя.

В результате трех воздушных боев за один вылет летчики сбили 8 и подбили 5 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. По два самолета уничтожили капитаны А.Запорожец и А.Тарасов, по одному - капитан А.Е.Шварев, лейтенант С.А.Белоусов, сержанты А.А.Неброев, Молчанов.

Этот успех был достигнут благодаря эшелонированному построению боевого порядка, отличному взаимодействию между парами, высокому летному мастерству и отваге летчиков, умелому и непрерывному управлению боем командиром группы.

 

Источники информации:

1. Бойков П.М. На главных направлениях. — М.: Воениздат, 1984.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.