Отражение атаки бомбардировщиков

Утром 13 февраля 1040 г. Ойва Туоминен (Oiva Emil Kalervo Tuominen) на "Гладиаторе" (бортовой код "GL-255") и Лаури Лаутамяки (Lauri Johannes Lautamäki) взлетели по тревоге с аэтодрома в районе Вяртсиля и были направлены в район Маткаселкя, на подходе к которому они обнаружили большую группу советских бомбардировщиков (девятка СБ из 39-го СБАП под прикрытием И-15бис). После доклада по радио на подмогу немедленно вылетели Кнут Кальмберг и Эйно Кивинен, дежурившие с прогретыми двигателями, затем начали взлетать и оставшиеся на аэродроме пять "Гладиаторов" (Илмари Ёенсуу, Пентти Тевя, Йорн Ульрих и унтер-офицер Артола). Эту девятку истребителей возглавлял лейтенант Кивинен.

Однако, заняться бомбардировщиками не пришлось, так как финнов связали боем девять истребителей И-15бис. Шесть советских истребителей встали в "испанский круг", приняв оборонительную тактику, в то время как одно звено отошло немного в сторону и стало набирать высоту.

Именно это звено напало на Калмберга когда тот атаковал "круг", стараясь разбить оборонительный порядок. "Гладиатор" получил несколько попаданий, и его пилоту ничего не оставалось, как попытаться уйти от очередей "бисов" пикированием, но это не удалось - тройка советских истребителей продолжала висеть на хвосте исколачивая финский истребитель пулеметными очередями. В какой-то момент Калмберг попытался выйти из пике, резко переведя истребитель в кабрирование, но советские летчики не собирались упускать добычу и когда вражеский биплан завис, он получил новую порцию пуль. Видимо на этот раз был поврежден двигатель или убит пилот, так как "Гладиатор" быстро потерял скорость и вошел в неуправляемый штопор, выйти из которого Калмбергу было не суждено...

Тем временем, самолет командира финского отряда тоже получил повреждения двигателя, но Кивинен, введя свой биплан в пологое пикирование, сумел оторваться от преследователей и благополучно приземлиться в Вяртсиля. К тому времени воздушный бой почти утратил всякую управляемость и превратился в настоящую "собачью свалку", где каждый сражался сам. На этот раз советские пилоты показали себя настоящими мастерами воздушного боя, и финнам пришлось несладко. Самолет Ульриха был сильно поврежден, а сам он - ранен. Несмотря на это, ему удалось совершить посадку в районе Кухиласваара - Хавиваара, самолет ("GL-257") был настолько сильно поврежден, что не восстанавливался. Сам Ульрих в этом бою записал себе пару сбитых советских истребителей. Еще на одного сбитого претендовал Илмари Ёенсуу ("GL-256").

Туоминен и Лаутамяки уже возвращались домой после неудачной стычки с И-15бис, когда по радио пришло сообщение от Тевя и Артола, которые обнаружили наконец девятку СБ, из-за которых, собственно, и завязался бой, уже заходящих на бомбардировку железнодорожной станции. Избежать разрушений на земле не удалось, но в короткой последующей схватке Туоминен и Лаутамяки сбили пять СБ, 3,5 победы записали на счет Туоминена.

Лаури Лаутамяки, который часто летал с Туоминеном, вспоминал про тот бой: "Я только удивлялся, как "Ойппа" (прозвище Туоминена) это делает, он подходил, давал одну очередь, и бомбардировщик загорался. Чтобы добиться того же результата, мне приходилось выполнять несколько атак".

 

Источники информации:

1. Уголок неба - авиационный справочник

2. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. № 21, 2000 г. Финские асы против "Сталинских Соколов" / Редактор-составитель С.В.Иванов.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.