Эйно Илмари Юутилайнен
(Eino Ilmari Juutilainen)

Эйно Илмари Юутилайнен родился 21 февраля 1914 г. в восточно-финляндском местечке Лиекса (Lieksa). В 1935 г. поступил на службу в ВВС. 1 мая, будучи сержантом, получил назначение в дислоцированную на авиабазе LAs 5 разведывательную эскадрилью.

Юутилайнена отобрали для переучивания на летчика-истребителя. После переподготовки он 3 марта 1939 г. получил назначение в 3/LLv 24, вооруженную истребителями Фоккер D.XXI.

30 ноября 1939 г. началась Зимняя война. Первый воздушный бой Юутилайнен провел 19 декабря 1939 г. - сбил бомбардировщик СБ (по данным FAF: Finnish Air Force - бомбардировщик ДБ-3). За время Зимней войны Эйно Илмари Юутилайнен совершил 115 боевых вылетов. В последний день уходящего 1939 г. он на Фоккере с бортовым кодом "FR-106" сбил И-16. Кроме этих двух личных побед он имел и одну победу в группе. На этом этабе службы успехи Юутилайнена не были выдающимися.

31 декабря 1939 г. Юутилайнена получил звание стафф-сержанта. Через 25 дней летчик получил очередное воинское звание мастер-сержанта, 1 марта 1940 г. - уооррент-офицера.

Продолжительную войну (или "Континентальную, как ее называли финны), которая началась 25 июня 1941 г., Юутилайнен встретил, летая на Брюстере с бортовым номером "BW-364" в составе 3/LLv 24. Первый воздушный бой в новой войне летчик провел 9 июля 1941 г. В этом бою он сбил две "Чайки" И-153.

12 августа Юутилайнен первый раз в своей карьере одержал в одном боевом вылете три победы (все три сбитых самолета - истребители И-153). Второй подобный результат летчик продемонстрировал 26 сентября на том же самом Брюстере "BW-364".

26 апреля 1942 г. Юутилайнен получил крест Маннергейма (№ 56) за 20 сбитых самолетов противника.

18 августа ас в третий раз одержал "тройную" победу в одном вылете. До февраля 1943 года он одержал 35 воздушных побед. Среди сбитых были И-16, И-153, МиГ-3, Пе-2, «Кертисс» Р-40, «Харрикейн» и даже He-111 с красными звездами, заявленный Юутилайненом 20 октября 1942 года.

В-целом, среди всех побед в этой войне у Юутилайнена имеются заявки не только на сбитый "советский HE-111", но и на P-51 Мустанг и P-38 Лайтнинг. Но таких самолетов в то время не было в небе над Финляндией. Вероятно, имеет место неточность в идентификации сбитых самолетов. Хотя такие ошибки дали повод многим послевоенным историкам для занижения результатов не только лично Юутилайнена, но и других финских летчиков.

8 февраля 1943 г. Юутилайнена перевели в 1/LLv 34. К этому времени на его счету значилось 36 побед. Львиную часть их этих побед он сбил в 181-ом боевом вылете, выполненном на Брюстере.

В новом для себя подразделении Юутилайнен сначала летал на Bf-109G-2 с бортовым кодом "МТ-212". На этом самолете уоррент-офицер Ойва Туоминен (44 победы) 2 июня 1944 г. сбил Пе-2, но обломки сбитого самолета повредили винт мессершмитта и его пришлось сажать на воду. Вместо "212-го" Юутилайнену дали мессершмитт с бортовым кодом "МТ-222". На этой машине через три дня после гибели Туоминена он в четвертый раз одержал тройную победу.

10 июля после трех очередных побед в воздушных боях, Юутилайнен стал первым в рейтинге асов ВВС Финляндии (эти три советских самолета Юутилайнен сбил на Bf-109G-2 с бортовым кодом "МТ-217").

27 октября 1943 г. финский ас №1 сбил три истребителя Ла-5; 6 марта - опять три победы в одном боевом вылете: два Пе-2 и Як-9.

Летая на Bf-109G-2 Юутилайнен менее чем за год (до марта 1944 года) довел счет своих побед до 57.

На мессершмитт Bf-109G-6 с бортовым кодом "МТ-426" Юутилайнен пересел 30 мая 1944 г., а через десять дней летчик вновь сбил три советских самолета в одном боевом вылете. Во втором за день вылете Юутилайнен сбил штурмовик Ил-2 (во втором вылете ас вел бой на BF-109G-6 "МТ-424"). 20 июня Юутилайнен сбил пять самолетов в трех вылетах. 26 июня - очередная тройная победа на Bf-109G-6 "МТ-422".

Через два дня Эйно Илмари Юутилайнен второй раз был награжден крестом Маннергейма за 75 побед в воздушных боях. Юутилайнен и Ханс Винд стали первыми, удостоенными чести стать "дважды Героями Финляндии". Всего за войну два раза крест Маннергейма получило шесть человек, включая Юутилайнена и Винда.

На мессершмитте с бортовым кодом "МТ-426" Юутилайнен 30 июня 1944 г. повторил успех Йормы Сарванто (Jorma Kalevi Sarvanto) - шесть сбитых в одном вылете: два Як-9, две "Аэрокобры", один Ил-2 и один Ла-5. На следующий день он сбил три самолета в двух вылетах, 5 июля - три победы в одном вылете. 3 сентября 1944 г., за сутки до вступления в силу соглашения о прекращении огня, Юутилайнен сбил транспортный Ли-2. Всего на самолете Bf-109G-6 Юутилайнен сбил 35 самолетов.

Эйно Илмари Юутилайнен в двух войнах в 437 боевых вылетах сбил 94 самолета плюс за ним числится одна групповая победа - лучший результат войны в Европе, если не учитывать достижения немецких истребителей. При этом в течение всей боевой карьеры он ни разу не был сбит противником.

Юуутилайнен вышел в отставку на полный пенсион 16 мая 1947 г. Он стал летать на небольших самолетиках, регулярно принимая участия в разнообразных авиашоу. Умер лучший финский ас в 21 февраля 1999 г. в Туусула (Tuusula).

 

Источники информации:

1. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. № 21, 2000 г. Финские асы против "Сталинских Соколов" / Редактор-составитель С.В.Иванов.

2. Авиация второй мировой войны.

3. War is Over.

4. FAF: Finnish Air Force.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.