Эйно Антеро Луукканен
(Eino Antero Luukkanen)

Родился в карельском местечке Яаккима (Jaakkima) 4 июня 1909 г. Позже его семья переехала в местечко Сортавала (Sortavala) на берегу Ладожского озера.

В Сортавале Луукканен был поражен авиабазой Касинханта (Kasinhanta), на которой базировались гидропланы. В 1929 г. поступил в Maalentokoulu - военное авиационное училище, чтобы получить минимальное образование, необходимое для получения допуска в кадетский корпус. Через год, завершив обязательную военную подготовку он продолжил свою военную карьеру в кадетском корпусе, чтобы стать авиационным офицером. В 1933 году Луукканен закончил кадетский корпус, получив звание 2-го лейтенанта, и был направлен в 1-ю самостоятельную морскую эскадру в Виипури (Viipuri). Он летал как как пилот так и как наблюдатель.

В 1935 г., получив звание 1-го лейтенанта, он женился на Ииве Каарио (Eeva Kaario).

В том же году он по своему желанию перевелся в истребительную эскадру LLv 26, которая была оснащена истребителями Бристоль Бульдог Mk.IV. Луукканен интенсивно летал, приобретая нужный опыт для подготовки будущих пилотов, которые были бы в его команде.

В 1939 г. он завершил 6-месячный курс обучения в Военной Академии, необходимый для своего будущего продвижения к рангу капитана. 24 января 1939 г. Луукканена назначили командиром 3/LLv 24, где он стал летать на истребителе Фоккер D.XXI с бортовым кодом "FR-104". Интенсивная подготовка позволила быстро привести подразделение в боеготовное состояние. 3/LLv 24 имела в то время 8 истребителей D.XXI, 8 пилотов (из них 3 офицера) и 30 человек технического персонала.

30 ноября 1939 г. началась Зимняя война. В первый же день 3/LLv 24 делала вылеты в район Виипури (Viipuri) для перехвата бомбардировщиков.

Первую свою победу Луукканен одержал на второй день Зимней войны - сбил бомбардировщик СБ-2. Воспользовавшись нелетной погодой, пилоты Луукканена осмотрели сбытый им СБ. Они насчитали 187 пулевых отверстий и выявили наиболее уязвимые места самолета. Очевидцы сообщили летчикам, что экипаж сбитого советского бомбардировщика забаррикадировался в ближайшем сенном амбаре и оборонялся до последнего патрона, отказавшись сдаться. После того, как двое были убиты, третий застрелился. Двое из советского экипажа были лейтенантами, а третий - майором.

Через несколько дней самолет Луукканена получил тяжелые повреждения от огня зенитной артиллерии, Фоккер пришлось списать. Взамен Луукканен получил истребитель с бортовым кодом "FR-108", на нем летчик одержал 1,5 победы в воздушных боях.

24 декабря 3/LLv 24 была переведена в Вартсилу (Wartsila), недалеко от Ладожского озера, для обеспечения воздушного прикрытия. Аэродром был покрыт метровым слоем снега, "и не было никаких красот кроме телефонной линии". Амбар служил в качестве ангара - только носовая часть Фоккера могла протиснуться внутрь для технического обслуживания. Амбар фактически использовался как средство затемнения, так как внутри была та же температура, что и снаружи (до минус сорока градусов). Тем не менее, механики умудрялись поддерживать удовлетворительное техническое состояние самолетов и в таких условиях.

Вскоре Луукканен убедился, что поставленная перед ним и его подразделением задача безнадежна. Советские пилоты летали как хотели, а воздушная сеть наблюдения была полна отверстий. Но пилоты Фоккеров делали все возможное еще в течение шести недель, пока они оставались в Вартсиле. Луукканен здесь еще повысил свой счет, сбив один СБ-2 6 января 1940 г. - его последняя победа в Зимней Войне.

Хотя Луукканен был командиром звена (3/LLv 24), он был только лейтенантом. Причиной этому было то, что в 30-е годы было правилом, что лейтенант не мог быть продвинут выше ранее пяти лет, даже если бы человек завершил капитанскую подготовку. Из этого правила сделали исключение для Луукканена и он стал капитаном 15 февраля 1940 г. - на пять недель досрочно (По данным С.В.Иванова - 15.05.1040 г.).

В результате Зимней войны Финляндия потеряла часть территории и Луукканен оказался в числе 300 тыс. человек, дома которых оказались по ту сторону границы.

После Зимней Войны Луукканен получил приятное задание по доставке истребителей нового типа Брюстер 239 из Швеции в Финляндию. "Песрональным" самолетом Луукканена был Брюстер "BW-375". LLv 24 переовооружилась на эти самолеты и была немедленно начата подготовка наземного и летного персонала. Будучи командиром 3/LLv 24, Луукканен был также заместителем командира эскадры майора Магнуссона (Magnusson).

В первом воздушном бою Продолжительной войны 8 июля 1941 г. Эйкка сбил "Чайку" и повредил еще один И-153; согласно послевоенным данным второй И-153 разбился, не дотянув до своего аэродрома.

До 7 ноября 1942 г. его личный счет вырос до 17 побед.

Будучи майором, Луукканен получил командование LLv-30, на вооружении которой находились истребители Фоккер D.XXI и трофейные истребители И-153. Эскадрилья использовалась для ведения морской разведки.

29 марта 1943 г. майора Луукканена назначили командиром вновь сформированного подразделения LLv 34 - первого подразделения ВВС Финляндии, получившего на вооружение истребители Bf-109G-2. Майор получил самый первый доставленный в Финляндию мессершмитт (бортовой код "МТ-201").

В последующие месяцы личный победный счет Луукканена рос стремительно. 6 марта он сделал свой первый хед-трик: сбил в одном вылете два Пе-2 и один Ла-5. В апреле часть Луукканена перевооружили на Bf-109G-6, командир стал летать на самолете с бортовым кодом "МТ-417". 14 июня Эйкка сбил три самолета, через четыре дня он был удостоен креста Маннергейма (№ 127).

19 июня самолет Луукканена был сбит огнем зенитной артиллерии, после того как майор уничтожил корректировочный аэростат. Летчик сумел выполнить вынужденную посадку. Уже через сутки Лууканен вновь вел воздушный бой (на Bf-109G-6 "MT-415"). 23 июня майор сбил три советских самолета. Кроме нескольких одиночных побед, Луукканен четырежды сбивал по два самолета.

Последнюю победу в Продолжительной войне майор одержал 5 августа - сбил истребитель Як-9 на Bf-109G-6 "МТ-451").

За свою карьеру Луукканен совершил 441 боевой вылет - больше, чем любой другой летчик-истребитель Финляндии.

Эйно Антеро Лууканен одержал в воздушных боях 56 побед.

После окончания войны Луукканен продолжал командовать своим подразделением, которое 4 декабря 1944 г. было реорганизовано в HLeLv-33. 13 февраля 1948 г. ему было присвоено воинское звание подполковник, Лууканен получил назначение на должность командира Lentorykmentti-2, базировавшейся в Риссала.

Ветеран вышел в отставку 8 ноября 1951 г. и стал заниматься лесоторговлей.

Скончался 10 апреля 1964 г.

 

Источники информации:

1. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. № 21, 2000 г. Финские асы против "Сталинских Соколов" / Редактор-составитель С.В.Иванов.

2. Dariusz Tyminski. WW II ACE STORIES

3. J. Lindberg. Fighter Tactics Academy

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.