Олави Кауко Пуро
(Olavi Kauko Puro)

Олави Кауко Пуро (Olavi Kauko Puro)

Пилот финской истребительной авиации - наименее известный из лучших финских асов Второй мировой войны

Олави Кауко Пуро родился в Хельсинки 18.11.1918 г. Его родители могли позволить себе дать ему хорошее базовое образование.

В ходе Зимней войны он проходил летную подготовку, которую закончил 11.02.41 г. и получил звание лейтенанта. Тут же он был демобилизован, т.к. Финляндия в то время уже не была в состоянии войны.

Четыре месяца спустя Пуро был снова мобилизован и после дополнительного обучения 22.06.42 г. направлен в состав LeLv24. Однако пилотов здесь было больше чем необходимо по штату. 25.09.42 г. Пуро был переведен в состав 3/LeLv6, которая базироварась в Рюмпютти (Römpötti) около Вииппури (Viipuri) и была вооружена трофейными истребителями И-153 и бомбардировщиками СБ-2. LeLv6 - это разведывательныя эскадрилья, используемая для противолодочных и противокорабельных действий в Финском заливе. 16.11.42 г. часть эскадрильи, вооруженная истребителями, была переименована в LeLv30.

04.10.42 г. ст. лейтенант П.Палтила (Р.Paltila) вел звено из трех И-153 в разведку на Лавенсаари (Lavansaari), главную советскую военно-морскую базу. Они летели в типичном для советских ВВС строю звена из трех самолетов, очевидно чтобы обмануть противника и не дать распознать национальность "Чаек". К тому же они приблизились с восточной стороны. Все же патруль был перехвачен пятью советскими И-153. Пуро (бортовой номер IT-18) сбил один из советских истребителей. Но финны также потеряли один самолет: был сбит И-153 с номером IT-17 и пилот сержант К.Салминен (К.Salminen) утонул.

Редко встречаются противники, имеющие более равноценные самолеты! Главное отличие было в том, что финский И-153 был вооружен пулеметами Браунинг M39 калибра 0.30 вместо оригинального советского ШКАС.

Второй победой Пуро был Пе-2 11.11.42 г. Экипаж бомбардировщика скорее всего пребывал в ложном состоянии безопасности при приближении Чайки.

24.03.43 г. Пуро в составе трех Чаек выполнял разведку, когда они были атакованы двумя советскими И-153 около Лавенсаари. Финских пилотов застали врасплох и IT-13, ведомый сержантом С.Янкяваара (S.Jänkävaara), был так серьезно подбит, что пилот был совершил вынужденную посадку на льду около Пенинсаари (Peninsaari). Когда противник вышел из боя, Пуро посадил свой самолет на льду рядом с IT-13. Поврежденный самолет подожгли, чтобы тот не попал в руки противника, и Пуро приказал сержанту Янкявааре подняться на нижнее крыло. Так Пуро вывез его к ближайшей финской базе. Вероятно, это была база Сомери (Someri), и тогда расстояние составило около 30 км.

04.04.43 г. Пуро был переведен в состав LeLv24, вооруженной Брюстерами. 21.04.43 г. он вылетел на BW-387 ведомым лейтенанта Аулиса Лумме (Aulis Lumme), командира 4./LeLv24. В этом вылете звено столкнулось с тремя Ил-2, которых сопровождали множество Ла-5 и ЛаГГ-3. В ходе 45-минутного воздушного боя над Финским заливом Пуро сбил Ла-5 и ЛаГГ-3.

09.10.43 г. Пуро было присвоено звание старшего лейтенанта. К этому времени он имел 7.5 побед.

В марте-апреле 1944 г. лейтенанту Пуро было поручено выполнять разведывательные вылеты с фотографированием передней линии противника на Карельском Перешейке на Брюстере, оборудованном фотокамерой. Проблема для пилота состояла в том, что полеты выполнялись на высоте 800 м, которая была в пределах досягаемости любых видов зенитной артиллерии. Кроме того, при фотографировании нельзя было делать никих противозенитных маневров, а продолжать лететь прямо и надеяться на лучшее. Пуро действительно сталкивался с чрезвычайно интенсивным зенитным огнем, но он был удачлив и выжил, всякий раз выполняя задания. Несколько раз его Брюстер бывал отброшен с курса ударными волнами от взрыва снарядов.

Когда в июне 1944 г. началось советское наступление, LeLv24 была уже перевооружена истребителями "Мессершмитт" Bf-109. Счет лейтенанта Пуро начал увеличиваться. Его самым успешным днем был 20.06.44 г., когда он сбил пять самолетов противника за один день.

14.06.44 г. Пуро совершил два вылета на разведку и в каждом провел воздушные бои. Второй вылет имел место в 11.00-12.10 часов, целью был район Ваммелиоки-Тирисевя (Vammeljoki-Tyrisevä) на Южном побережье Карельского Перешейка. Его ведомым был лейтенант "Jotte" Сааринен (Saarinen) (MT-227). Когда они приблизились к цели, оказалось, что линия фронта подвергалась бомбардировке приблизительно сотней бомбардировщиков, в сопровождении еще сотни истребителей. Поскольку формирование противника уже сбросило бомбы, Пуро мог закончить свое задание. Но в это время появились еще три советских группы приблизительно в 70 самолетов. Пуро (бортовой номер MT-246) сбил два Ла-5 и один Ил-2, а также повреждил два Пе-2 и два истребителя, в то время как Сааринен записал на свой счет один Ил-2 и один P-39. Пуро отметил в своем боевом донесении, что противник очевидно имел проблемы в идентификации Мессершмиттов, так как стрелки бомбардировщиков не реагировали.

28.06.44 г. Пуро получил приказ разведать грузовые составы на прибрежной железнодорожной линии у Виипури. Ту же самую задачу выполнял несколькими часами ранее капитан Ханс Винд (Hans Wind), но он был тяжело ранен и вернулся, не завершив задание. Пуро приблизился к железнодорожной линии с юга и передал свои наблюдения на базу по радио. При возвращении он был атакован Яками-9 над линией фронта. Пуро сумел сбить один, но его MT-449 также получил повреждения, и он вернулся в Лаппеенранту (Lappeenranta) с ранением в ногу.

Нога Пуро была помещена в гипс, и он выздоравливал в госпитале Варкаус (Varkaus) в течение нескольких недель. Затем он сбежал из госпиталя и уже 09.07.44 г. рапортовал капитану Кархунену (Karhunen) в Лаппеенранте. Несмотря на гипс он возобновил полеты и одержал еще 12 побед.

10.07.44 г. 3/HLeLv24 сопровождала бомбардировщики, совершающие налет на мост в Аирапаа (Ayrapaa) в 18.35-19.35 часов. Около двадцати советских истребителей 159-го иап и 191-го иап пробовали перехватить бомбардировщики в 19.00 часов, но финские истребители, не подпустили их. Лейтенант Пуро сбил Ла-5 и 2 Як-9. Его последняя жертва взорвалась в воздухе, обломки и масло обрушились на Мессершмитт Пуро (бортовой номер MT-479). После этого финский пилот атаковал Ла-5 снизу-вверх. Огонь и дым охватили советский самолет, но Мессершмитт Пуро был загрязнен, и он не мог проследить за судьбой Ла-5. Тут и самолет Пуро получил повреждения, и летчик едва сумел дотянуть до Лаппеенранты. Другие пилоты заявили еще 3 Ла-5.

Заключительный счет лейтенанта Пуро - 36 побед. Три раза полковник Магнуссон (Magnusson) представлял Олави Пуро для награждения Крестом Маннергейма, но напрасно. "Квота для офицеров запаса" была исчерпана, так отвечало командование ВВС.

После войны Пуро учился в Школе Экономики в Хельсинки и сделал карьеру в банковском деле как менеджер обработки данных.

Из-за религиозных убеждений Пуро имел чрезвычайно сдержанную позицию о своей летной карьере. Командующий его эскадрильи, "Joppe" Кархунен - вероятно единственный, кому он когда-либо соглашался дать интервью.

 

© Текст: Ossi Juntunen

© Перевод: Василий Харин

 

 

Источники информации:

1. Kalevi Keskinen, Kari Stenman, Klaus Niska: Suomen Ilmavoimien Historia Vol. 11: Finnish Fighter Aces, Forssa 1994.

2. Kalevi Keskinen, Kari Stenman, Klaus Niska: Suomen Ilmavoimien Historia Vol. 18: LeR3, Loviisa 2001.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.