Ханс-Ульрих Рудель
Непревзойденный ас или великий мистификатор?

Андрей Любушкин

fge@rambler.ru

 

Кто такой Ханс-Ульрих Рудель? Человек, который вложил немалый вклад в развитие боевых действий, проводимых Германией и вместе с тем являющийся самым выдающимся летчиком-штурмовиком немецких ВВС, или обманщик, который служил ради славы и боевых орденов?

Отвечая на этот вопрос, многие признают первое и начнут перечислять все подвиги бесстрашного "рыцаря рейха", не задумываясь над тем, что это вообще возможно. Для получения ответа следует обратиться к истории войны и рассмотреть ее отдельные элементы.

 

Начать, мне кажется, следует с самолета на котором летал Рудель. А именно с Ju-87 "Штука".

Ju-87 ''Штука''

Это был довольно слабый самолет, малоскоростной, со слабой защитой и достаточно посредственным вооружением. По мнению некоторых лиц в люфтваффе, Ju.87 уже устарел к началу 2-ой мировой войны. В конце 1939 г. планировалось снять бомбардировщик с производства, но успех в польской кампании усилил позиции сторонников "Штуки", добившихся продолжения производства. Их поддержал Геринг. В результате вместо сворачивания производства оно возросло, составив 611 самолетов в 1940 г. Успех групп пикировщиков во французской кампании оправдал самые радужные предположения, но потом последовал шок в начале "битвы за Англию". Тем не менее Ju-87 все еще оставался живой легендой, и было не ясно, какой самолет сможет его заменить. Остановка производства вновь была отложена, а в конце весны 1941 г. в серию пошел Ju-87d-1.

22 июня 1941 года можно по праву считать датой начала конца Третьего Рейха, а вместе с ним и Ju-87. Сначала кампания на Востоке напоминала повторение французской - штурмовые группы опять свободно действовали над полем боя и, в зависимости от тактической ситуации, быстро перебрасывались с одного участка фронта на другой. Одним из наиболее ярких примеров таких действий был налет I. и III/St.G.2 на корабли Балтийской флота в Кронштадте и Ленинграде. 23 сентября 1941 г. самолеты этих групп атаковали в Кронштадте линкоры "Октябрьская Революция" и "Марат". Последний после прямого попадания переломился и сел на грунт. Этот успех был засчитан обер-лейтенанту Хансу-Ульриху Руделю. Рассмотрим эту победу более детально ведь именно здесь начинается "славная" карьера этого летчика. Линкор "Марат" самая значимая победа Х.-У. Руделя, но в действительности ли это только его победа? Сначала следует обратить внимание на сам линкор.

Линкор "Марат"

Линкор ''Марат''

Заложен 03.07.1909 г. на Балтийском заводе в Петербурге под наименованием "Петропавловск" и 27.08.1911 г. спущен на воду. 31.03.1921 г. был переименован в "Марат". В 1928-1931 гг. он прошел модернизацию и 08.04.1931 г. снова вошел в строй. 07.08.1933 г. в ходе учебных артиллерийских стрельб главным калибром из-за преждевременного открытия орудийного замка после выстрела во второй башне начался пожар. Немедленно последовала команда на затопление погребов башни, что предотвратило взрыв боезапаса, но в результате этого погибло 68 человек. С 10.05 по 05.06.1937 г. "Марат" совершил поход в Великобританию для участия в морском параде по случаю коронации британского короля Георга V, зайдя на обратном пути в Мемель, Либаву и Таллин. Во время советско-финской войны "Марат", несмотря на сложную ледовую обстановку, принял участие в боевых действиях. В частности, 19.12.1939 г. он обстрелял главным калибром 254-мм береговую батарею Сааремпя на острове Биоркэ, израсходовав 133 фугасных снаряда.

Вплоть до 1941 г. "Марат" постоянно модернизировался за счет установки нового оборудования и вооружения. К 1941г. он прошел уже более 75 тыс. миль и имел следующие тактико-технические характеристики: полное водоизмещение 23700 т, длина - 184 м, ширина - 26,9 м, осадка - 9,1 м, силовая установка мощностью 61000 л.с., максимальная скорость - 22,9 узла, дальность плавания при ходе 14 узлов - 2310 миль, вооружение: 12 305-мм орудий Мк-3-12 в четырех 3-орудийных башнях с общим боезапасом 1200 выстрелов, 16 120-мм орудий с боезапасом 4200 выстрелов, 6 76-мм зенитных пушек 34-К, 2 спаренные 76-мм зенитные установки 81-К, 6 37-мм зенитных пушек 70-К, 26 12,7-мм зенитных пулеметов, 4 подводных 450-мм торпедных аппарата, экипаж - 1286 человек.

 

16 сентября 1941 года. Атака St.G.2 на "Марат". Производилась 250-ти кг бомбами. В ходе атаки линкор был поврежден. Одна бомба была сброшена Руделем другая Эрнстом Купфером. После атаки "Марат" ушел на большой Кронштадтский рейд, ведя при этом интенсивную стрельбу по целям.

Налеты на Кронштадт становились все чаще и чаще. 21 сентября Рудель топит Эсминец "Стерегущий". В тот же день на аэродром Тирково прибывают 1000 кг бомбы.

И вот наступил день очередной атаки на "Марат". Случилось это 23.09.1941. Именно в этот день линкор перестал существовать, как боевая единица.

В своих мемуарах Рудель описывает атаку на "Марат" следующим образом: Большая насыщенность самолетов в воздухе, существует опасность столкновения, к тому же зенитки насыщают небо разрывами своих снарядов. Но два наших штабных самолета идут сквозь строй точно к цели.

Во-первых, лично мне непонятно, почему штабное звено идет к цели через строй. Ведь по расположению штурмовиков в группе штабное звено идет впереди. Как показано на рисунке. Строй штурмовиков

Пикирует на линкор он вместе с Эрнстом-Зигфридом Штееном. При пикировании идут в плотную, но Рудель обгоняет самолет Штеена и начинает сброс первым. Потом резкий выход и уход на базу. За ним начинают погоню три истребителя. Два из них попадают под зенитный огонь собственных стволов. А последнего сбивает Bf-109 из JG54.

На этом истребительная активность со стороны балтийских ВВС "прекращается". Рудель вообще старается ничего ни упоминать о потерях люфтваффе в этот период. По его дневнику можно вывести следующую картину: Штуки регулярно осуществляют налеты на базу ВМФ и им противостоят только зенитки, а истребители вообще не учитываются как сила ПВО. Их как будто нет. Однако, по дневникам пилотов, воевавших в те дни, можно вывести совсем другую картину. Например:

Костылев Георгий Дмитриевич, воевавший в 5-м иап на И-16. 16 сентября, сбив один Ju-87, рассеивает остальную группу, непрерывно атакующую линкор "Марат".

Опять же Костылев, но уже в паре с И.В. Каберовым сбивают Bf-109. Игорь Каберов вспоминал: Когда подлетели ближе, висящий на стропах фашист поприветствовал их нацистским жестом, а потом начал стрелять по ним из пистолета. Hесколько секунд спустя очередь из 20-мм пушки превратила купол парашюта немца в кучу обгорелых полосок ткани.

23 сентября 1941 года Игорь Каберов сбил над Кронштадтом разведывательный Ju-86, который фотографировал результаты налета "штук" на линкор "Марат".

Да, превосходство в воздухе было конечно у немцев, но советские ВВС, охранявшие небо над Кронштадтом, списаны со счетов быть не могут.

Но вернемся к гибели "Марата". Рудель, бросив бомбу, попадает в носовую часть прямо в оружейный погреб. Нос линкора ложится на дно, это видно из схемы повреждения линкора "Марат".

Повреждения ''Марата''

Затем и сам корабль тонет. Победа достается Руделю. Здесь интересен тот факт, что о бомбе сброшенной Штееном нет ни слова. Хотя по советским источникам в линкор попало две бомбы. Одна, сброшенная Х.-У. Руделем, а другая, скорее всего, Э. Штееном. Очевидцы утверждают именно так. И лично мое мнение, что это правда. Ведь если "Штука" Руделя обогнала Штеена, то он шел за ней, и вышел из пике также первым Рудель, значит Штеен шел за ним. А следовательно и его бомба тоже.

Вообще Эрнст-Зигфрид Штеен был довольно опытным пилотом. Он участвовал в боях в Польше, Бельгии и Франции. В ходе битвы за Англию потопил несколько транспортов, в ходе битвы за Крит повредил 2 эсминца и один крейсер. Гауптман Штеен погиб 23 сентября 1941 года в ходе 301 боевого вылета. Его Jг-87В был под подбит в ходе атаки на крейсер "Киров". Штеен понимал, что не сможет выйти из пике и пытался протаранить крейсер, но промахнулся и упал рядом с бортом. От взрыва 1000кг бомбы крейсер был поврежден.

И вполне вероятно, что его бомба также попала в "Марат". Что касается второго линкора "Октябрьская революция", схожего с "Маратом", то тут также наблюдается расхождение в версиях. По одной, ни одна бомба не взорвалась, а по другой, взрывом повредило палубу и носовую часть корабля.

 

В битве под Москвой и Сталинградском сражении Рудель открыл охоту на танки и автомобили советских войск. С вводом на вооружение новой модели Ju-87G с двумя 37-мм пушками (по двенадцать зарядов в каждом стволе) количество уничтоженных танков стало расти, ведь основная цель для этой модели была именно бронетехника врага. Но возникает вопрос, а эти танки были действительно уничтожены или Рудель просто в них попал? Ведь по опыту налета авиации на танковые соединения штурмовики уничтожали лишь часть из тех, в которые они попали.

Безусловно, охота на танки - это очень сложная задача. Однако Рудель в своих дневниках описывает эти боевые вылазки, как веселое время препровождения, сопровождаемое азартом и довольно легким боевым заданием. Например, можно привести цитату из его дневника: За этот день и вечер я уничтожил 20 танков.

Всего в общей сложности им было уничтожено 519 танков. Эта цифра - очень спорный вопрос (Как никак, 10% от всей уничтоженной бронетехники советских войск со стороны авиации). Сразу возникает несколько вопросов. А как подсчитать танки, уничтоженные непосредственно на поле боя? Можно ли с уверенностью сказать, какой из них кем уничтожен - танкистами, артиллерией или авиацией (особенно, если поле боя осталось за противником)? И последний вопрос - так ли уж эффективен был Ju-87G, чтоб на нем уничтожить 519 танков?

По технике уничтожения танков данные весьма противоречивы, "На дистанции до 100 м" - если бы Рудель открывал огонь с такой дистанции, вряд ли бы он увидел результат своей атаки, т.к. до столкновения с целью оставалось 1-1,5 с. Дистанция 500 м выглядит более правдоподобной, но и попадание в цель более сложное.

 

Следующий довольно спорный элемент - это уход от двадцати аэрокобр. Целого полка. Но аэрокобры на вылет целым полком (за исключением прикрытия или крупной воздушной схватки) не выходили. Но, что это - чистая правда или Рудель несколько преувеличил для создания себе ореола непобедимости? В любом случае он не смог бы уйти от целого полка истребителей. Даже если этот полк шел уже без боеприпасов, что мало вероятно, то его все равно, кто-нибудь бы протаранил.

Рудель пишет, что его никогда не сбивал истребитель, но летая на Fw-190 он описывал такую ситуацию: Когда он летел атаковать строй Ил-2 и пролетал сквозь него, то у него отказал мотор. Позже он понял, что это не очередь бортстрелка, а всего лишь неисправность двигателя. Но почему это не может быть очередь которая попала в двигатель? Просто Рудель ненавидел русских, считая всех какими-то чудовищами, полностью отсталыми и неспособными к ведению войны. Себя же он считал великим. И как он будет жить зная, что был сбит русским летчиком? Поэтому в том бою просто случилась "техническая" авария. Так заявил он на земле.

Вручение наград Руделю и Хенчелю

 

Что касается личности Руделя, то его характеризовали как эгоиста, с упрямым и тяжелым характером, с "врожденной" ненавистью к врагам рейха. На первом месте война, на втором - спорт. Также он очень любил награды и по-настоящему их ценил. Даже когда сам Гитлер вручал ему награду его взгляд был обращен не ему в глаза, а на новый элемент своей славы. Это видно из фото.

Обратите внимание на направление глаз Руделя (верхнее фото). И на вторую (нижнюю) фотографию. Посмотрите на глаза Эрвина Хенчеля - он смотрит в глаза "своему фюреру". По моему, эта фото объясняет многое, а именно: Рудель любил награды и готов был все сделать ради их получения.

После войны Гюнтер Ралль (пилот JG54, сбил 175 самолета) вспоминал: Несомненно, этот человек был похож на маньяка, но он самый лучший пилот штурмовой авиации. Я часто осуществлял прикрытие его группы. И когда после войны мы вместе были в плену, то я познакомился с ним ближе. Я был удивлен, насколько он эгоистичный, и он действительно считал себя великим. Это было мало приятно.

 

В заключении я хотел бы заметить, что мой очерк на данную тему историю не изменит, и им я всего лишь хотел привлечь новых людей к исследованию данной "загадки" военной истории.

Возможно, кто-то сочтет данную работу безосновательной, а кто-то сам захочет изучать данную проблему.

 

Все свои замечания высказывайте по fge@rambler.ru

 

P.S.

Одно из немаловажных доказательств побед Руделя, Журнал боевых вылетов StG2 "Иммельман", был похищен американскими солдатами...

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Штурмовая авиация Люфтваффе.

2. www.allaces.ru

3. www.airpages.ru

4. www.airwar.ru

5. Каберов И.А.: "В прицеле - свастика", "Трудный час линкора Марат"

6. Мемуары адмирала Н.Г. Кузнецова "Курсом к победе"

7. Г.У. Рудель "Пилот "Штуки"

 

 

 

  • Рудель - мистификатор!?

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.