Татео Като (Tateo Kato)

Татео Като (Tateo Kato)

Родился в 1904 г., спустя несколько дней после того, как его отец был убит в русско-японской войне.

В июле 1925 г. поступил в 37-й класс военного училища. Вскоре Като добился перевода из пехоты в армейскую авиацию. В мае 1927 г. он завершил летную подготовку в Токородзаве (Tokorozawa) и был направлен в 6-й хико рентай (истребительный полк), дислоцировавшийся в то время в Пхеньяне. Там Като настолько хорошо показал себя в пилотировании биплана Кавасаки Ko-2, что командование наградило молодого пилота ценным подарком и позволило провести показательные выступления по высшему пилотажу.

Затем Като работал инструктором в летных школах в Токородзаве и Акено (Akeno), а в феврале 1936 г. его назначили на должность командира одного из чутаев 5-го хико рентая.

В июле 1937 г. началась война в Китае. Оснащенный бипланами Ki-10 тип 95 "Перри", 1-й чутай 2-го хико дайтая (истребительный батальон), который возглавлял капитан Като, был отправлен на фронт. Опытные японские летчики, летавшие на Ki-10, показали свое полное превосходство над китайскими И-15. Напористые японцы начали захватывать превосходство в воздухе.

25.03.38 г. был лучшим днем в жизни Татео Като. В этот день он сбил четыре китайских И-15.

Когда на вооружение японских авиачастей начал поступать новый истребитель Ki-27, японцы стали полными хозяевами в воздухе. Получил новые самолеты и 1-й чутай. Вскоре у японцев появился шанс испытать Ki-27 в бою. 10.04.38 г. самолеты чутая завязали бой с восемью китайскими И-15. Три самолета записал на свой счет капитан, а остальные китайские истребители сбили другие пилоты.

К маю 1938 г. на счету 1-го чутая было 39 сбитых самолетов противника, при этом собственные потери составили всего три машины. В этот период чутай капитана Като дважды отмечался в приказах командования.

В мае 1938 г. Като вернулся в Японию, имея на счету девять сбитых самолетов противника - лучший результат в кампании.

Прежде чем получить назначение на должность командира 64-го сентая, Като поступил в военную академию и стал работать при генштабе. В это время его направляют в командировку в Европу, где он ознакомился с организацией люфтваффе.

В первые дни после начала войны на Тихом океане 64-й сентай майора Като участвовал в сопровождении японских кораблей, шедших к Малайям. Под руководством Като 64-й сентай проявлял необычайную активность и сбил более 260 самолетов противника. Майор негативно относился к индивидуальным победам и поощрял коллективные действия пилотов. Часто Като сам вылетал на боевые задания, что было очень не характерно для командиров его уровня.

Подполковник Татео Като погиб 22.05.42 г. ответной очередью, пущенной бортовым стрелком "Бленхейма IV" 60-й эскадрильи над аэродромом Акьяб (Akyab) на бирманском побережье. Этот одиночный "Бленхейм" был единственным самолетом, уцелевшим из трех бомбардировщиков, вылетевших из индийского аэродрома Дум-Дум (Dum Dum) бомбить бирманские аэродромы. У двух машин возникли технические проблемы и они вернулись назад. Только "Бленхейм" с ботовым номером Z9808 (экипаж: командир уоррент-офицер Хаггард (Huggard), штурман сержант Джек Хоуитт (Jack Howitt), стрелок сержант "Джок" Маклаки ('Jock' McLuckie)) сумел выйти к цели. Бомбардировщик с низкой высоты сбросил бомбы на аэродром, затем набрал высоту и начал уходить над Бенгальским заливом.

Несмотря на элемент неожиданности, японцы успели поднять в воздух несколько истребителей Ki-43 64-го сентая. Первым англичанина обнаружил старший сержант Йосито Ясуда (Yoshito Yasuda). Однако экипаж "Бленхейма" сумел организовать должный отпор и бортстрелок Маклаки сразал японца меткой очередью. Самолет Ясуды, получивший тяжелые повреждения, едва дотянул до аэродрома в Акьябе.

Следующим атаковал английский бомбардировщик капитан Масудзо Отани (Masuzo Otani), но и его самолет получил порцию свинца из пулемета Виккерс и капитану ничего другого не оставалось, как повернуть назад.

Наконец англичан атаковал сам подполковник Татео Като, шедший во главе тройки Ki-43-1-Хей. Като первым устремился в атаку, но промахнулся и когда снова набирал высоту подставил брюхо. "Джок" Маклаки снова оказался на высоте и прошил самолет подполковника от кока винта до кончика хвоста. Ki-43 Като загорелся. Понимая, что ему не дотянуть до берега, Като направил свой самолет вертикально в море - раньше Като не раз говорил, что сделает именно так, если будет сбит вдалеке от берега. Остальные два японских летчика немедленно повернули назад, чтобы сообщить всем о гибели командира.

"Бленхейм" вернулся на базу невредимым. Вскоре английская разведка выяснила, кто был пилотом сбитого самолета. 02.08.42 г. в 60-ю эскадрилью пришло сообщение от командующего военно-воздушными силами в Бирме вице-маршала авиации Д.Ф.Стивенсона (D.F.Stevenson): "Позвольте принести мои поздравления уоррент-офицеру Хаггарду, сержанту Хоуитту и сержанту Маклаки за их успешные действия в воздухе против четырех истребителей противника в районе аэродрома Акьяб 22 мая сего года. В результате действий экипажа был сбит и погиб командир японской истребительной части подполковник Т.А. Кео Като".

Гибель легендарного командира нанесла ощутимый удар по моральному духу японской армейской авиации в частности и всей японской армии в целом. Посмертно Като был представлен к званию генерал-майора. К моменту своей гибели подполковник сбил 18 самолетов противника.

 

Источники:

1. Henry Sakaida. Japanese Army Air Force Aces. 1937-45. — OSPREY Aircraft of the Aces, 1997, No. 13.

2. Уголок неба - авиационный справочник

3. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание. No. 4. Японские асы 1937-45: Армейская авиация. / Редактор-составитель С.В.Иванов.

4. Hakan Gustavsson. Biplane Fighter Aces from the Second World War

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.