Масатоси Масузава (Masatoshi Masuzawa)

Масатоси Масузава (Masatoshi Masuzawa)

Масатоси Масузава был одной из самых ярких фигур японской армейской авиации, которого сравнивают с легендарным асом корпуса морской пехоты США майора Грегори "Пеппи" Боингтона (Boyington). Этот великолепный пилот все время шел на самый отчаянный риск и заслужил репутацию неуязвимого. Единственной слабостью Масузавы была неудержимая тяга к спиртному. Масузава говорил о себе, что ему приходилось вести воздушные бои, будучи пьяным в стельку. О Масузаве ходили многочисленные легенды.

Родился в префектуре Мияги в 1915 г. и как многие его товарищи был призван в армию и начал служить в качестве простого пехотинца. Узнав, что летчики пользуются большей славой и лучшим довольствием, чем пехотинцы, Масузава перевелся в летную школу Кумагая, которую заканчил в феврале 1938 г. и дальше продолжил подготовку в Акено.

К началу военных действий на Халхин-Голе Масузава служил в составе 1-го сентая.

27.06.39 г. Масузава в районе Тамсак-Булака одержал первую победу, а на момент заключения перемирия на его счету было 12 побед. Его техника ведения боя была проста и эффективна - уверенно атаковать противника, рассеять его и уничтожать по одному. Самолет Масузавы часто получал множество пробоин, но сам пилот был словно заговорен.

После заключения перемирия 1-й сентай перебазировался в район Харбина, где и оставался до ноября 1941 года. В день начала боевых действий на Тихом океане, самолеты 1-го сентая сопровождали морской конвой, шедший к южным границам для участия в малайской компании. Прежде чем в январе 1943 года сентай перебросили в Рабаул, летчики успели провести несколько операций в небе французского Индокитая.

В чине прапорщика Масузава сражался с американцами над Новой Гвинеей, действуя с баз на островах Саламауа и Лаэ.

22.06.43 г. Масузава был ранен над Саламауа в бою с Р-38 из 80-й истребительной эскадрильи. Но прежде чем его сбили, Масузава успел подбить один из американских самолетов. Получив ранение, Масузава посадил свою поврежденную машину на Лаэ, а сам был госпитальным судном переправлен для лечения в Японию.

Пока Масузава лежал в госпитале, в войне наступил перелом и Япония начала терпеть одно поражение за другим. После выписки из госпиталя его списали, как негодного к летной службе, но острая необходимость в летных инструкторах дала шанс бывшему боевому пилоту снова подняться в небо.

В марте 1944 г. его направили в 39-ю учебно-тренировочную эскадрилью, базировавшуюся на аэродроме Йокосиба. Эскадрилья была оснащена самолетами маньчжурского производства Ки-79 - учебной модификацией истребителя Ки-27 "Нейт". Основной задачей эскадрона была подготовка пилотов-камикадзе.

16.02.45 г. американская палубная авиация (тактическая группа 58) нанесла удар по японским аэродромам, расположенным на полуострове Чиба и в районе Токио. Это был первый налет американцев на японский архипелаг со времен знаменитого рейда Дулиттла (Doolittle) в 1942 году.

Когда поступило сообщение о том, что самолеты противника приближаются к Йокосибе, Масузава и еще 16 инструкторов и курсантов эскадрильи вылетели на перехват. Несмотря на то, что в распоряжении Масузавы был Ки-79, вооруженный одним 7.7-мм пулеметом, а американцы располагали новейшими истребителями F6F-5 Hellcat из VF-9 и VF-80, прапорщик не только уцелел, но и смог сбить один самолет противника. Почти все его товарищи погибли, а Масузава вернулся на аэродром без единой царапины!

Войну Масузава закончил имея на боевом счету 15 воздушных побед.

 

Источники:

1. Henry Sakaida. Japanese Army Air Force Aces. 1937-45. — OSPREY Aircraft of the Aces, 1997, No. 13.

2. Уголок неба - авиационный справочник

3. Кондратьев В. Халхин-Гол. Война в воздухе. — М., 2002.

4. Гагин В.В. Воздушная война в Китае и Монголии. — Воронеж, 1999.

5. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание. No. 4. Японские асы 1937-45: Армейская авиация. / Редактор-составитель С.В.Иванов.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.