Ивори Сакаи (Iwori Sakai)

Ивори Сакаи (Iwori Sakai)

Пилот японской истребительной авиации, один из самых старых японских летчиков-истребителей во время Второй мировой войны. Занимался главным образом инструкторской работой, обучая молодых пилотов.

Родился 06.08.1909 г. в префектуре Гифу. Начинал летать в качестве гражданского пилота в Токорадзаве. В феврале 1928 г. ему присвоили унтер-офицерское звание и зачислили в резерв.

Ефрейтор (капрал) Сакаи начал свою военную службу в мае 1928 г. Корее, затем в Шандонге на территории Китая. Вернувшись в Японию, он стал помощником инструктора в Истребительной школе Акено. В 1932 г. Сакаи поступил в военное училище и на следующий год завершил его уже в звании мл. лейтенанта. Затем он продолжил службу в Акено и Токорадзаве в качестве инструктора.

Когда в июле 1937 г. в Китае начались боевые действия, японцы перебросили большинство своих самолетов в Северный Китай. Крещение огнем Ивори Сакаи прошел 08.03.38 г. В тот день он участвовал в налете на Сиань.

25.03.38 г. Сакаи вылетел ведущим во втором звене бипланов Ki-10, когда заметил китайский И-15бис над Янчжоу и сбил его. Это была первая победа Ивори Сакаи.

20.04.38 г. Сакаи одержал сразу три победы на Ki-10, а ровно через месяц - еще одну в районе Ланфенга, теперь уже на истребителе Ki-27. Далее Сакаи участвовал в боях над центральным и южным Китаем.

В августе 1939 г. Сакаи, уже в чине капитана, переведен в состав 2-го чутая 64-го сентая, который с 20.08.39 г. действовал на Манчжурско-Монгольской границе до самого окончания Номонганского (Халхин-Гольского) конфликта.

01.09.39 г. погиб командир 2-го чутая капитан Суичи Андзаи (Shuichi Anzai) и Сакаи занял его место.

На завершающей стадии конфликта японская авиация стала нести все более и более тяжелые потери. Сакаи вспоминал: "Я совершал по четыре-шесть вылетов в день и под вечер уставал так, что заходя на посадку, почти ничего не видел. Самолеты противника налетали на нас подобно огромной черной туче, и наши потери были очень, очень тяжелы". Однажды Сакаи пришлось совершить в один день семь боевых вылетов, в другой раз, вернувшись на аэродром, он насчитал в своем самолете более пятидесяти пробоин. За время боев на Халхин-Голе на счету Сакаи было еще 9 побед.

После заключения перемирия капитан Сакаи был переведен в Сеул, где он начал обучать молодых пилотов по "методу Сакаи", используя лучшие образцы тактики ведения воздушного боя. В июле 1941 г. он вернулся в Истребительную школу Акено, где у него учились многие будущие японские асы, в том числе майор Йохеи Хиноки (Yohei Hinoki).

В марте 1942 г. Сакаи был произведен в майоры и был назначен летчиком-испытателем для облета нового Ки-61 "Хьен" ("Тони"). По мнению Сакаи, Ки-61 ничем не уступал основному истребителю японской армейской авиации Ки-43. В 1943 г. майору довелось облетать новый истребитель Ки-84 "Хайате" ("Фрэнк"), который превосходил все прежние модели.

Когда американские B-29 стали совершать регулярные налеты на острова Японского архипелага, Сакаи перевели в часть авиации ПВО. В этот период Сакаи летал на Ki-61 и заявил об одной сбитой "Суперкрепости" B-29.

В конце войны, 11.02.45 г., Сакаи впервые поднял в воздух прототип новейшего истребителя Ки-100 "Госикисен". Этот самолет представлял собой революцию в японском самолетостроении, но было уже слишком поздно, чтобы что-либо изменить.

На момент окончания Второй мировой войны на счету майора Сакаи было 15 воздушных побед и более 5000 часов, проведенных в воздухе, за штурвалами самолетов 50 типов.

 

Источники:

1. Henry Sakaida. Japanese Army Air Force Aces. 1937-45. — OSPREY Aircraft of the Aces, 1997, No. 13.

2. Hakan Gustavsson. Biplane Fighter Aces from the Second World War

3. Уголок неба - авиационный справочник

4. Кондратьев В. Халхин-Гол. Война в воздухе. — М., 2002.

5. Гагин В.В. Воздушная война в Китае и Монголии. — Воронеж, 1999.

6. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание. No. 4. Японские асы 1937-45: Армейская авиация. / Редактор-составитель С.В.Иванов.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.