"Иду на таран!". Как "приближение первое"…

Воздушный таран! Этот рискованный прием воздушного боя, который является наивысшим проявлением мужества и воли летчика, еще долго будет притягивать к себе внимание, как историков, так и любителей авиации. Именно воздушным таранам были посвящены вышедшие в последние несколько лет статьи Сеидова И., Абросова С. "Оружие смелых" в "Истории авиации" 1-3/2002, Заблотского А., Ларинцева Р., "На таран!" "Авиация и время" 5, 6/2003, Жирохова М., Каминского О. "Воздушные тараны черноморцев", "Авиамастер" 1/2004. Касались темы воздушных таранов в своих работах М.Э. Морозов и Д. Хазанов.

Осенью 2007 г., в серии "В воздушных боях" издательстве "Яуза", вышла книга "Иду на таран!" Михаила Жирохова и Александра Котлобовского. Авторы много и плодовито пишущие на авиационно-исторические темы, в своей новой работе попытались дать насколько это возможно полное описание таранных ударов имевших место в мировой и отечественной авиационной истории. Хотя книга и имеет подзаголовок "Последний довод "сталинских соколов", речь в ней идет не только о советских летчиках и не ограничивается периодом Великой Отечественной войны.

Начав с тарана П.Н. Нестерова 8 сентября 1914 г. авторы последовательно рассматривают периоды Первой Мировой войны, вооруженных конфликтов между мировыми войнами, Вторую Мировую и заканчивают таранами совершенными уже после 1945 г. Поэтому из книги можно узнать не только о советских пилотах совершивших тараны, но и об англичанах, французах, немцах, японцах, итальянцах, испанцах китайцах, греках, болгарах.

Вполне естественно, что, тем не менее, основное место в книге, занимает все-таки описание таранов совершенных в воздушных боях Великой Отечественной войны. Отрадно отметить стремление авторов идентифицировать тараны по уже опубликованным на русском языке данным (например, в справочниках из серии "В прицеле…") немецкой стороны. Однако заметим, что провести стопроцентную идентификацию эпизодов воздушной войны в условиях массированного применения авиации на отдельных участках фронта, практически невозможно.

В приложении к основному тексту опубликованы данные по не идентифицированным в отечественных источниках фактам таранов подтвержденные по немецким документам. Кроме того, в издании приведена составленная авторами сводная таблица по воздушным таранам совершенными советскими летчиками в ходе Великой Отечественной войны.

Однако с сожалением приходиться констатировать, что заявленную авторами весьма высокую планку им взять, так и не удалось. Не смотря на привлечение достаточно большого количества литературы (правда архивные ссылки отсутствуют) и использования интернет-ресурсов, книга страдает явной фрагментарностью и все-таки больше напоминает то ли журнальную статью, только очень большую, то ли сборник отдельных статей.

Отметим также значительное число ошибок в тексте. Некоторые весьма досадные и не совсем понятные. Например, к широко известной дате инцидента с американским самолетом-разведчиком EP-3 (1 апреля 2001 г.), в книге "таинственным образом" прибавилась еще "1".

Кроме того, отметим нестыковки по датам таранов приводимых авторами, с информацией уже опубликованной в ряде информированных современных источников. Например, дата тарана Е.М. Рыжова в августе 1941 г. на два дня отличается от таковой, приведенной в работе М.Э. Морозова "Воздушная битва за Севастополь" ("Яуза", 2007 г.).

Не редки в тексте и фактологические ошибки. Печать спешки буквально так и лежит на тексте книги. Так, в приложении №3 "Из истории огненных таранов" перепутаны должности членов экипажа мл. лейтенанта П.В. Игашова. Буквально через несколько страниц, в упомянутой сводной таблице, почему-то отсутствует воинское звание штурмана Д.Г. Парфенова, звание Героя России указано только у летчика, хотя все члены экипажа были его удостоены в один день 6.07.1995 г., Наконец самое странное, пометка, "погиб при совершении тарана" стоит только возле фамилий штурмана и воздушного стрелка.

Буквально сборником ошибок является глава "Немецкие тараны на Восточном фронте". Например, упомянутые в описании налета на Констанцу 3.08.1941 г. оба ДБ-3 из 2-го МТАП по отечественным источникам потеряны над целью от "огня ЗА", при этом пилотировали их капитан Гапоненко и лейтенант Жолдак, а не упомянутый в тексте ст. лейтенант Одинцов. Далее, в описании тарана экипажа Bf-110G-2 в июне 1943 г. в районе Керчи перепутано все, что только можно. Датировка события сдвинута на сутки, вместо ночи с 12 на 13 июня, на ночь с 13 на 14, хотя дата не различается ни в отечественных, ни в немецких источниках. Авторы "повысили" в званиях участвовавших в этом бою пилотов. Немца H. Janke с обер-фельдфебеля до обер-лейтенанта, а лейтенант Андреев стал капитаном. 5-й гвардейский МТАП ВВС ЧФ превратился в некий 5-й БАП.

Отметим, также, что очень сильно страдают фрагментарностью и не полнотой главы посвященные послевоенным событиям "После 1945 года" и "В войнах, конфликтах, инцидентах". Во-первых, авторы явно не использовали всю доступную, на сегодняшний день литературу, в которой достаточно подробно описаны случаи столкновения советских американских самолетов во времена "холодной войны". К примеру, в книге отсутствует всякое упоминание о столкновении разведчика Ту-16Р из 967-го ОДРАП ВВС СФ с истребителем F-4 "Фантом" с авианосца "Джон Ф. Кеннеди" 4.10.1973 г.

Временами же, авторам книги явно изменяет чувства меры, дабы неукоснительно следовать принципу "Sine ira et studio" (без гнева и пристрастия). В результате чего описания таранов капитана Г.Н. Елисеева и старшего лейтенанта В.А. Куляпина скорее подходят для какой-нибудь "желтой" газеты, нежели, для книги претендующей на статус более-менее серьезного исследования. Тем паче, что документальной основой для своих "сенсационных открытий", авторы видимо не располагают.

Попробуем подвести итог. К сожалению, приходиться констатировать, что хорошую и, безусловно, нужную идею авторам воплотить в жизнь, так и не удалось. Но, хочется надеяться, что было лишь т.с. "первое приближение" и, труд авторов "Иду на таран!" был все-таки не бесполезным, подвигнув в будущем других историков и исследователей или же самих авторов на написание, как говориться "издания второго, переработанного, исправленного и дополненного" посвященного этой, безусловно интересной, теме.

 

Александр Заблотский (Таганрог)

 

 

 

 

  • А.Заблотский

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.