28.02.42 г. Удар по аэродрому Балбасово

В ночь на 01.03.42 г. экипажи Ил-4 751 дбап вылетели для нанесения удара по аэродрому Балбасово (15 км юго-западнее Орши), где размещались бомбардировщики, бомбившие Москву. Оршу, ее аэродром и железнодорожный узел уже бомбили не раз, и огневая защита этого района от налета к налету усиливалась и перестраивалась до неузнаваемости. В этот раз оборона Балбасова выглядела неприступной: по небу шарил целый лес прожекторов, зенитные снаряды крупного калибра густо и непрерывно рвались на высоте бомбометания.

Экипаж мл. лейтенанта В.В.Решетникова (штурман В.П.Земсков, стрелок-радист Н.Б.Чернов, воздушный стрелок А.Г.Неженцев) для прорыва к сильно защищенной цели решил применить прием, который использовал опытный экипаж Героя Советского Союза Е.П.Федорова. Основная суть приема заключалась в том, чтобы выйти на цель практически на режиме планирования с приглушенными двигателями. Это затрудняло средствам ПВО противника засечь самолет.

Решетников шел с запасом высоты и на приглушенных моторах перешел на снижение. Расчет не удался. Самолет слишком рано потерял высоту, скорость упала до опасно малой, сильно остыли моторы. Пришлось давать полные обороты и выходить на цель "вероломно". К счастью, их самолет прожектористы схватили поздно, и огонь вокруг хотя и был очень сильный, но довольно рассеянный. Полк уже заканчивал бомбежку. Сбросив РРАБы, экипаж Решетникова предпринял второй заход с другого направления. На этот раз все шло по расчетам. "Странно было сидеть в планирующем самолете. Нас окутывала какая-то таинственная тишина. Вместо привычного гула слышалось шипение воздуха в винтах и крыльях. Мы уже вышли в зону действия огня и прожекторов, но нас, как невидимку, никто не трогал, хотя по-прежнему тянулись с земли, качаясь в небе, белые стволы лучей и со всех сторон рвались тяжелые снаряды. К точке прицеливания мы не шли, а тихо ползли, подкрадывались." Всю серию 100-кг бомб В.П.Земсков уложил наискось вдоль стоянки. Возникли новые очаги пожаров.

"Когда высота дошла примерно до тысячи метров и мне показалось, что мы уже у самого предела опасной зоны, я резко и до отказа послал сектора газа вперед, и перевел винты на малый шаг. Моторы разом на высоких нотах взревели, резко рванули вперед, и в то же мгновение наш самолет был схвачен с хвоста доброй дюжиной прожекторов, а вокруг яростно заплясали взрывы снарядов. Я бросал машину из стороны в сторону, увеличил угол снижения, чтобы еще добавить ей скорости, но лучи, ложась все ниже и ниже, следовали за нами, а огонь окутывал нас все плотнее. И вдруг, как срезанная, оборвалась стрельба, хотя прожектора бросать нас не собирались."

Обстрел с земли был внезапно прерван, так как в дело вступил ночной истребитель. Н.Чернов успел запустить длинную очередь в Bf-110, но и тот успел "выпустить со всех своих носовых точек мощный сноп огня, с грохотом впившийся в тело нашей машины." В результате поединка "Мессершмитт" упал и взорвался на земле, а бомбардировщик получил серьезные повреждения: левый мотор потерял мощность, пробиты часть бензобаков, повреждена маслосистема правого двигателя, разбита приборная панель. Штурман Земсков был тяжело ранен в спину, но успел сообщить курс на свой аэродром.

До линии фронта 350 километров. На подбитой машине это почти полтора часа лету. Спустя некоторое время заклинило правый двигатель, вместе с ним остановился и генератор. На одном поврежденном двигателе стало невозможным удерживать высоту. Самолет постепенно снижался.

По расчетам линия фронта осталась позади и Решетников стал готовыться к посадке. По приказу командира Чернов и Неженцев покинули самолет с парашютами. Пилоту удалось в темноте выбрать просвет между лесными массивами и аварийно посадить самолет на фюзеляж.

С помощью подошедших красноармейцев из кавалерийского корпуса генерала Белова извлекли раненного Земскова из штурманской кабины.

Чернов, Неженцев и Решетников порознь добрались до Серпухова в свою часть, а Василий Петрович Земсков скончался в полевом госпитале в Мещевске.

 

Источники информации:

1. Решетников В. В. Что было — то было. — М.: Эксмо, Яуза, 2004.

2. Киньдюшев И. И. К победным рассветам. — М.: Воениздат, 1978.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.