17.01.40 г. Налеты на объекты и станцию г. Лаппеенранта

На 17 января 1940 г. командование ВВС СЗФ запланировало массированные налеты на военные объекты и станцию г. Лаппеенранта, однако погода снова внесла свои коррективы. Сильнейшие морозы ночью привели к тому, что утром большинство аэродромов базирования бомбардировщиков ВВС СЗФ оказались закрытыми плотным туманом, и о боевых вылетах не могло идти речи. Кроме того, как и накануне из-за морозов возникли серьезные проблемы с запуском двигателей на самолетах. В итоге из всего имевшегося в распоряжении Птухина внушительного авиапарка в воздух удалось поднять лишь немногим более двух десятков бомбардировщиков, подавляющая масса которых была из состава 16 авиабригады. Помимо них, в рейд на Лаппеенранту были брошены еще девять СБ из состава 55 авиабригады, однако из-за досадного недоразумения шесть из них от Финского залива повернули обратно (на СБ ведущего капитана Косякина отказало СПУ и он повернул назад, уведя за собой еще пять бомбардировщиков), а Лаппеенранту бомбили только три бомбардировщика. Впрочем, никакого сопротивления они не встретили и «отработали» по цели как на полигоне. Однако их налет насторожил финскую ПВО, что оказало определенное влияние на последующие события.

Штаб 16 авиабригады утром передал в полки полученный ночью приказ: «Массированным ударом зажечь и разрушить военные объекты и станцию г. Лаппеенранта». Но уже скоро стало ясно, что массированного удара не выйдет. Утром температура воздуха находилась на отметке – 41°С. В 31 сбап 1 и 2 аэ от полетов были отстранены, а из оставшихся двадцати четырех СБ подготовить к полетам смогли только одиннадцать из состава 3, 4 и 5 аэ. В 54 сбап ситуация оказалась еще хуже, поскольку в воздух подняться могли только восемь СБ 3 аэ (в т.ч. один экипаж из 4 аэ). Все утро самолеты бригады преследовали неприятности: выпавший ночью снег, глубина которого составляла 25-30 сантиметров, к утру подмерз, и самолеты на колесах застревали в насте. Пришлось отложить вылет на 20-25 минут, пока личный состав протаптывал дорожки для колес самолетов, чтобы СБ могли вырулить на старт. Вылет должен был прикрываться истребителями 25 иап с аэродрома Каннельярви, поскольку цель находилась достаточно глубоко в тылу противника, однако за пять минут до начала подъема самолетов в воздух из штаба ВВС СЗФ было получено сообщение, что Каннельярви закрыт туманом и сопровождения не будет.

В 13.00 в полках бригады был получен приказ о вылете, в 13.28 в воздух поднялись восемь СБ 54 сбап под командованием комэска-3 капитана Иванова, а в 13.39 закончили взлет одиннадцать СБ 31 сбап, ведомые командиром полка майором Добышем. Вместе с бомбардировщиками обоих полков вылетел и один СБ из Управления бригады, пилотируемый майором Борисенко.

Первыми шли бомбардировщики 54 сбап, за ними сводная группа 31 сбап. Уже в районе Кингисеппа бригада понесла первую потерю, пока еще к счастью не безвозвратную. Младшему лейтенанту Бурману пришлось повернуть назад, поскольку на больших скоростях его СБ становился трудноуправляем. Затем на СБ старшего лейтенанта Гудомного из того же 54 сбап сорвало козырек кабины пилота и ему так же пришлось возвращаться назад. В 31 сбап технические неполадки возникли на СБ капитана Кушкина, который так же повернул назад, а вот военком 3 аэ ст. политрук Н.П.Петров у самолета которого не убралась одна стойка шасси, вопреки всем инструкциям решил продолжить полет к цели. Впрочем, учитывая что скорость бомбардировщиков на пути к цели не превышала 280 км/ч, Петрову не составляло особого труда до поры до времени держаться в строю.

Вылетевший с бригадой СБ майора Борисенко по каким-то причинам отбомбился по мосту в районе Вийпури, сбросив на него две ФАБ-250, четыре ФАБ-100 и пару ФАБ-50, после чего повернул назад. Обращает на себя внимание, что если средняя боевая нагрузка в этом вылете для бомбардировщиков 54 и 31 сбап составляла 440-470 кг на самолет, то на СБ Борисенко – 1000 кг. Возможно, Вийпури и был указанной целью для Борисенко, что позволило почти вдвое поднять бомбовую нагрузку, учитывая меньшую дальность полета.

Такими образом, до Лаппеенранты из двадцати вылетевших СБ дошли только шестнадцать.

В 14.38 шестерка СБ 54 сбап, достигнув Лаппеенранты, атаковала военные заводы на северной окраине города, сбросив с высоты 2300 м две ФАБ-250, семнадцать ФАБ-100, 444 ЗАБ-1э и 22 400 листовок. Однако поразить цель экипажам не удалось, большинство бомб упали на станцию и в центре города. После бомбометания бомбардировщики с набором высоты продолжали еще некоторое время идти прежним курсом и повернули назад где-то северо-западнее Лаппеенранты.

31 сбап нанес удар четырьмя минутами позже, сбросив с высоты 2200 м на станцию четыре ФАБ-250, тридцать две ФАБ-100, четыре ФАБ-50 и 336 ЗАБ-1э. Сразу вслед за бомбами вниз полетели 65 тыс. листовок, совершенно закрыв обзор вниз, в результате чего экипажи разрывов бомб не наблюдали. Почти сразу после сброса бомб бомбардировщики начали набирать высоту и разворачиваться на обратный курс. И именно в этот момент в воздухе были замечены финские истребители.

На перехват идущей к Лаппеенранте группы советских бомбардировщиков было поднято в общей сложности десять Фоккеров из состава 1 и 4/LLv 24 (аэродром Йоутсено) и Отряда лейтенанта Вуорелы (аэродром Руоколахти). Поскольку Йоутсено был фактически на пути отхода советских бомбардировщиков, именно летчики с этого аэродрома первыми вступили в бой.

Первой в поле зрения экипажей 31 сбап появилась пара Фоккеров, ведомая лейтенантом Кару. Поскольку бомбардировщики после сброса бомб начали довольно резко набирать высоту, а ведущий группы, завидев финские истребители, еще и вполне возможно «поддал газку», летевший с неубранной стойкой шасси Петров начал отставать от общего строя, оказавшись в 75-100 м позади ведущего своего звена. Для финских истребителей отставший от строя СБ был лакомой добычей, чем не преминул воспользоваться Кару. Атакованным им экипаж Петрова отчаянно сопротивлялся, однако силы были не равны. В итоге финну удалось поджечь правый двигатель СБ (No.18/114), самолет по финским данным упал возле Купарсари – небольшого населенного пункта в нескольких километрах севернее Хейниоки, а из самолета выпрыгнул летчик. Преследование Петрова длилось более десяти минут, за это время Кару либо расстрелял весь боезапас, либо просто потерял из виду остальные бомбардировщики.

Спустя двадцать минут после первого обнаружения противника, в 15.05, 31 сбап подвергся новому нападению. Одиночный Фоккер, который пилотировал не кто иной, как практически финский национальный герой лейтенант Сарванто, сбивший 6 января в одном бою сразу шесть ДБ-3 из состава 6 дбап. В этот раз, как и во время своего знаменитого боя, Сарванто летел один, подражая известному асу Первой Мировой французу Рене Фонку. Получив сообщение о налете на Лаппеенранту, Сарванто набрал высоту и стал ждать возвращающиеся бомбардировщики. Наконец он заметил шедшую ниже девятку СБ, и разогнавшись на пикировании сзади-снизу атаковал отставший от строя бомбардировщик.

На сей раз не повезло мл. лейтенанту Аблицеву, который из-за собственной оплошности оказался в 100-150 метрах позади группы. Сарванто поджег оба мотора на СБ, и тот, по словам финского пилота, упал в районе Хейниоки. Затем Сарванто попытался атаковать еще один шедший замыкающим бомбардировщик. Нападению подвергся СБ-2М-103 No.6/92, помощника комэска-4 капитана Петрова. Сарванто зашел под стабилизатор СБ и с расстояния около 50 м обстрелял его. Стрелок-радист Лещин открыл ответный огонь, но финн тут же ушел в «мертвую зону», не простреливаемую стрелком. Однако, в бою с Аблицевым Сарванто израсходовал почти все патроны, и на бой со вторым СБ боеприпасов просто не осталось. Кроме того, Петров тоже не собирался покорно ждать, пока финский истребитель расстреляет его бомбардировщик. Получив предупреждение от стрелка-радиста, он резко дал газ и выскочил над строем группы с превышением 10-15 м, подставив, таким образом, истребитель противника под огонь стрелков других самолетов. Сарванто, видимо не ожидавший от противника такой прыти, и оказавшийся под огнем нескольких ШКАСов, тут же отвалил. В самолете Петрова после посадки на своем аэродроме насчитали двадцать пробоин.

Еще одна победа над СБ была записана на счет сержанта Фрянтиля, который так же преследуя группу из десяти СБ в итоге сбил один отставший от строя бомбардировщик, который упал южнее оз. Муолан-ярви. Поскольку больше никаких самолетов 31 сбап не потерял, остается предположить, что Аблицев все же не упал в районе Хейниоки, а был добит Фрянтилей уже над занятой Красной Армией территорией. В целом в пользу такого исхода боя говорят и советские документы, согласно которым СБ Аблицева упал и сгорел уже на нашей стороне фронта.

Бомбардировщики 54 сбап, сделав порядочный крюк западнее Лаппеенранты, взяли курс на юго-запад, вероятно четко следуя полетному заданию. В результате выполнения этих маневров, шестерка СБ оказалась в 20-30 км позади группы 31 сбап, а финские истребители, поднятые с Руоколахти, получили возможность перехватить бомбардировщики полка на обратном маршруте. Первая атака последовала в 14.56 в районе д. Вихтола юго-западнее Лаппеенранты. Звено Фоккеров на высоте 3500 м снизу-сзади зашло в хвост эскадрилье, но было отогнано огнем стрелков-радистов, причем последние заявили, что сбили всех трех атаковавших. Однако спустя две минуты на встречных курсах эскадрилью атаковали еще четыре Фоккера. Сержант Силланпяя обстрелял шедший крайним слева СБ, который загорелся и упал на землю примерно в 25 км к югу от Иматры, восточнее д. Нуйяма, а лейтенант Кархунен обстрелял крайний справа бомбардировщик и правого ведомого левого звена. По утверждению финского летчика, ему удалось убить стрелков на обоих СБ, кроме того из одного из них пошел белый дым, а из другого черный. Однако на Фоккере самого Кархунена пулеметы действовали ненадежно, и ему пришлось прекратить преследование. В результате этого боя 54 сбап потерял СБ старшего лейтенанта Н.И.Новосельцева, а стрелки оставшихся бомбардировщиков записали на свои счета еще четыре истребителя.

В 15.03 последовала очередная атака, в которой по нашим данным приняли участие пятнадцать Фоккеров. Хотя финнов в реальности было вдвое меньше, но легче от этого не было. Вероятно, заявление Кархунена о двух убитых стрелках если и не было на 100% точным, то, по крайней мере, частично соответствовало действительности. Финские истребители атаковали по нескольку раз, методично расстреливая бомбардировщики. Бой продолжался от станции Кавантсари до оз. Валк-ярви, за это время финские летчики успели записать на свои счета три достоверные (лейтенант Ниеминен (две) и сержант Аалтонен), одну вероятную победы и три поврежденных СБ (прапорщик Пухакка). В действительности 54 сбап потерял еще две машины, вместе с которыми 3 и 4 аэ лишились значительной части своего руководящего состава: командира звена капитана Ивакина, начальника связи 3 аэ старшего лейтенанта Чувашова, старшего адъютанта 4 аэ старшего лейтенанта Ясько. Оставшиеся три СБ были изрядно потрепаны, но продолжали держаться вместе. За время боя стрелки записали на свой счет еще три Фоккера.

Завершающую точку в этой драме поставил прапорщик Мустонен. Он наблюдал весь бой 54 сбап, но самому ему отличиться пока не удавалось. Однако теперь финский летчик, наконец, смог атаковать правого ведомого уцелевшего звена и поджечь оба его двигателя. По его словам самолет упал возле Липполы, немного юго-западнее Суммы. Как бомбардировщики могли оказаться там – загадка. Видимо, уже выйдя на территорию, занятую Красной Армией, ведущий звена капитан Иванов где-то в районе Валк-ярви повернул на юго-запад и взял курс на свой аэродром.

В действительности, сбить Мустонену так никого и не удалось, хотя в Смуравьево вернулся только один СБ. Подбитый СБ-2М-100АУ No.12/68 помощника командира эскадрильи капитана Арсеньева сел на вынужденную в районе дер. Каменка севернее Ленинграда. Его штурман капитан Сербенюк и стрелок-радист младший командир К.А.Каськов были ранены. На самолете буквально не было «живого места», кабина штурмана, летчика, моторы, плоскости и винты были в пробоинах, управление повреждено. Машину пришлось отправить для ремонта на завод No.35. Вероятно, Арсеньев просто не рискнул на тяжело поврежденном самолете лететь через Финский залив и попытался долететь до ближайшего стационарного аэродрома – Левашово или Горелово, однако немного не дотянул.

Еще один подбитый СБ-2М-100АУ No.2/69 лейтенанта Синицина все же перетянул залив, но сел на аэродроме Копорье имея на борту раненного стрелка-радиста Звездина. СБ, имевший пробоины по всему фюзеляжу и выведенную из строя гидросистему, немного подлатали на месте и отправили для восстановления в ремонтные мастерские в Красногвардейске. Единственный, кто смог вернуться на аэродром 54 сбап, был капитан Иванов, но и в его СБ-2М-100АУ No.10/124 было двенадцать пулевых пробоин, в основном в хвостовой части.

По итогам вылета из шестнадцати СБ бригады, бомбивших Лаппеенранту, на свои аэродромы вернулись только девять, два из которых были повреждены. Еще два самолета совершили посадку на своей территории и требовали длительного ремонта. Даже с учетом заявленных стрелками двенадцати сбитых финских истребителей, три из которых были на счету старшины В.Г.Нечаева, стрелка-радиста из экипажа командира 3 аэ 54 сбап, потеря фактически половины группы была серьезным ударом. Стрелки-радисты Нечаев и Каськов за этот бой 7 апреля 1940 г. были удостоены звания Герой Советского Союза, однако Константин Андреевич Каськов получил «Золотую звезду» посмертно – 22 января он умер от ран в госпитале. К моменту ранения на его счету было уже восемь боевых вылетов, т.е. К.А.Каськов принял участие практически во всех вылетах полка.

 

Экипажи 16 авиабригады, потерянные 17 января

Часть,
номер с-та
ЭкипажЧто случилось
летчикштурманстрелок-радист
3 аэ 31 сбап
18/114
ст. политрук ПетровДедюкинГилевсбит истребителем
4 аэ 31 сбап
7/3
мл. л-нт АблицевВолковФилинсбит истребителями
3 аэ 54 сбап
4/71
ст. л-нт Новосельцевмл. л-нт Петуховмл. квз. Спиридоновсбит истребителями
3 аэ 54 сбап
12/93
к-н Ивакинст. л-нт Чувашовмл. к-р Носыревсбит истребителями
4 аэ 54 сбап
10/93
л-нт Тарасовст. л-нт Яськомл. к-р Федорчуксбит истребителями

 

Источники информации:

1. Данные Олега Киселева.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.