19.04.43 г. Сопровождение Пе-2

19.04.1943 г. четыре Ла-5 из 4 гиап (61 иабр, КБФ) в СГ (Багиров - Потапов, ГолубевИльин) и три ЛаГГ-3 из 3 гиап (Кравцов, Бутко и Черненко) в ГНП сопровождали пять Пе-2 в район г. Котка для удара по транспортам.

При возвращении в районе о. Лавансаари вели бой с тремя Ме-109. Один Ме-109 вышел из облаков и сзади сверху с дистанции 200-50 м атаковал Ильина. Багиров сделал разворот и с дистанции 100 м атаковал этот Ме-109. Голубев с правым разворотом и с набором высоты сзади с дистанции 300 м также произвел атаку по этому Ме-109, после чего тот ушел в облака.

Ла-5 Ильина при подходе к о. Лавансаари был обстрелян огнем своей ЗА и упал в лес. От удара самолет взорвался и летчик погиб.

Второй Ме-109 атаковал Пе-2. На трех Пе-2 отказало вооружение и они встали в оборонительный круг. Голубев с дистанции 400 м атаковал Ме-109. Самолет противника сделал горку. Голубев с левым разворотом на скорости догнал его и сзади снизу с дистанции 100-50 м произвел вторую атаку. Ме-109 свалился на крыло и пошел с черным дымом к зап. части о. Лавансаари. Третий Ме-109 в бой не вступал - держался в стороне.

В 07:15 в 10 км вост. о. Сейскар встретили до 16-ти ФД-24. Два ФД-24 зашли в лобовую на Багирова, который с дистанции 15-20 м произвел атаку по ним, но результатов не наблюдал. Потапов сзади снизу с дистанции 100 м произвел одну атаку по ФД-24, который переворотом ушел вниз.

Из донесения гв. ст. лейтенанта Кравцова: «Шли на высоте 2000 м в 300-х м сзади Пе-2 с превышением 50 м. При подходе к о. Соммерс попали под огонь ЗА. С маневром вышли из-под огня, пошли курсом на о. Гогланд и на его траверзе сделали разворот вправо на цель. В это время четыре Пе-2 шли вместе, а один Пе-2 отстал и сообщил по радио: «обледенение», так как шли в густой дымке. Над целью три Пе-2 пошли в пикирование с левым разворотом, а четвертый Пе-2, сбросив бомбы с горизонтального полета, развернулся на высоте 1500 м. Три Пе-2 вышли после бомбометания в сторону подошедших Ла-5, а я пошел за четвертым Пе-2, который подстроился к паре Пе-2, вышедших из пикирования с левым разворотом.

Три Пе-2, три ЛаГГ-3 и четыре Ла-5 на высоте 800-1000 м пошли курсом на Лавансаари, остальных двух Пе-2 я не видел. Подходя к Лавансаари, ведущий Пе-2 дал по радио приказ: «Сбор над Лавансаари на высоте 1500 м». Над Лавансаари встали в левый круг, но в это время сзади сверху два Ме-109 пошли в атаку на одного из Ла-5, но были отбиты. Ме-109 горкой ушли вверх, а Ла-5, уклоняясь от атаки Ме-109, ушел со снижением. К этому времени подошло еще два Ме-109, которые атаковали меня. Я левым боевым разворотом развернулся им в лоб. Ме-109 атаку не приняли, ушли в облака. Ведущий тройки Пе-2, видя, что начался воздушный бой, дал радио: «Перехожу на бреющий полет» и лег курсом на Кронштадт. В это время над Лавансаари остались два Ла-5 и один ЛаГГ-3, которые вели бой с четырьмя Ме-109. Я с Бутко пошел за Пе-2, с нами были еще два Ла-5, но потом они ушли на север и больше я их не видел. Пройдя о. Сейскар, со стороны маяка Шепелев заметил 10 «фиатов» на высоте 200 м. Когда четыре «фиата» пошли на Пе-2, а шесть развернулись на меня, я пошел в атаку на ведущего четверки, но огня не открывал, т.к. он, сделав переворот, ушел под меня. Я горкой вышел вверх, но вверху было шесть «фиатов», которые начали атаковывать меня. Я с резким снижением пошел в сторону Пе-2, но их не обнаружил. Поскольку задание было сопровождать Пе-2 до Кронштадта, я решил идти на аэродром и произвел посадку.».

Из донесения гв. лейтенанта Черненко: «...Когда три Пе-2 возвращались от цели, в семи км от о. Лавансаари я заметил сзади четыре Ме-109 на одной высоте. Я резко развернулся и пошел им навстречу, со мной пошел один Ла-5. Только я развернулся, как из облачности вывалился Ме-109 и пошел в атаку на Пе-2. Я дал заградительную очередь, и мы стали ходить на пересекающихся курсах с Ла-5. Я держался все время выше Пе-2 и отошел от своей пары, т.к. Ме-109, который атаковал Пе-2, ушел в облачность. Когда Пе-2 делали левый круг над Лавансаари, Ме-109 из облачности пошел в атаку, но, увидев меня, сделал горку. В конце горки я дал очередь и Ме-109 ушел в облачность. Я погнался за ним, но потерял его из виду. Вынырнув из облачности, осмотрелся и не обнаружил Пе-2 над Лавансаари. Я стал ожидать остальных двух Пе-2, но не дождавшись, ушел к Сейскару, надеясь увидеть своих. Дошел до Сейскара, вернулся еще раз к Лавансаари. Сделал вираж над Лавансаари и ушел домой через свои острова над облачностью. Дойдя до пос. Горы-Валдай, резким пикированием перешел на бреющий. Произвел посадку в 07:45».

Все Пе-2 без потерь произвели посадку на своем аэродроме.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.