18.12.39 г. Разгром "Веллингтонов"

На 18.12.1939 г. бомбардировочное командование РАФ наметило дневной налет на военные корабли, которые, как они надеялись, должны были находиться у причалов в Вильгельмсхафене. Если учесть, что прогноз погоды обещал кристально ясную погоду, то можно понять, насколько британское командование было уверено в оборонительных способностях своих бомбардировщиков. В 12:00 с аэродромов поднялись 24 бомбардировщика «Веллингтон»: по 6 самолетов из 37 149 Sqdn., девять из 9 Sqdn. и 3 из 38 Sqdn. Они летели четырьмя группами по 6 самолетов, соблюдая режим радиомолчания. Один из «Веллингтонов» из-за неполадок в двигателе вынужден был вернуться обратно. Вслед за ним повернул и ведомый. 22 «Веллингтона» пролетели над островом Гельголанд и в 14:10 пересекли линию немецкого побережья. Они прошли над Бремерхафеном, повернули на запад к Вильгельмсхафену. Но кораблей в гавани в тот момент не оказалось. В тот период пилоты РАФ имели строгий приказ не бомбить цели на территории Германии и потому самолеты с бомбами повернули в сторону Северного моря.

Немецкий ответ на вторжение англичан сильно запоздал. Поначалу они попросту не поверили показаниям радаров. Истребители поднялись в воздух, когда англичане уходили от побережья.

Из Евера поднялись командир JG1 оберстлейтенант Карл Шумахер (Carl Schumacher) и 6 Bf-109D из 10.(Nacht)/JG26, временно находившейся в подчинении Шумахера, а также 16 Bf-110C из I./ZG76. Из Ноймюнстера стартовали 15 Bf-109E из JGr.101. Еще 12 Bf-109E из II./JG77 взлетали из Евера и Вангероге.

В течение получаса немецкие пилоты атаковали группы «Веллингтонов» в Немецкой бухте. А летчики самолетов Bf-110, имевших значительный радиус действия, продолжали преследование уходивших англичан до самого острова Амеланд.

Всего в этом бою было сбито 12 «Веллингтонов». Еще шесть, дотянув до берегов Англии, совершили вынужденные посадки, причем два из них разбились. На свои аэродромы вернулись четыре самолета, один из которых списали.

Люфтваффе потеряли два Bf-109E и один Bf-109D, еще несколько самолетов получили повреждения. Погибли два пилота: лейтенант Роман Штиглер (Roman Stiegler) из 6./JG77 и ведомый Карла Шумахера оберлейтенант Йохан Фурман (Johann Fuhrmann) из 10.(Nacht)/JG26. Последний был сбит хвостовым стрелком одного из «Веллингтонов» и совершил вынужденную посадку на воду, но выжить в холодных водах Северного моря у него шансов не было.

После боя немецкие летчики заявили в общей сложности 38 побед над «Веллингтонами», что значительно больше всех участвовавших английских самолетов в этом вылете. Справедливости ради следует отметить, что не все из немецких заявок на победы были подтверждены самими немцами. Тем не менее, все они вошли в личные счета пилотов.

События 18.12.1939 г. оказали серьезное влияние на последующие военные действия в Европе. Англичане полностью прекратили дневные налеты своей бомбардировочной авиации на Германию, и на протяжении всей войны совершали только ночные налеты. Дневные операции были ограничены разведывательными полетами одиночных самолетов или небольших групп, летавших в основном в неблагоприятных погодных условиях, чтобы свести к минимуму риск встречи с немецкими истребителями.

 

Источники информации:

1. Prien Jochen. Geschichte des Jagdgeschwaders 77. — Hamburg, 1992, ISBN 3-923457-19-7

2. Donald Caldwell. The JG26 war diary. Vol. 1: 1939-1942. — ISBN 1-898697-52-3

3. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. Том 2. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.