07.12.41 г. Доставка реактивных снарядов для "Катюш"

В ночь 07.12.41 г. 9 экипажей ТБ-3 из 1 тбап и один экипаж из 3 тбап (23 тбад) выполняли особое задание по доставке реактивных снарядов для "Катюш" 23-го гвардейского минометного дивизиона. Выделенные экипажи предварительно перелетели в Монино, где производилась погрузка.

29.03.1981 г. в «Красной звезде» опубликована статья начальника штаба 53-й авиадивизии (бывшая 23-я) полковника Н.Г.Шевчука «В ту ночь под Тулой», в которой описаны эти события. Поначалу из-за плохих метеоусловий вылет был отменен.

"Не прошло и часа после отмены вылета, к телеграфному аппарату был срочно вызван командир 1-го авиаполка полковник Н.Филиппов. На связи – командир авиадивизии. Он поставил боевую задачу: В ночь с 6 на 7 декабря девяти ТБ-3 с наиболее подготовленными экипажами немедленно вылететь на промежуточный аэродром. Там загрузиться боеприпасами, которые сразу же затем доставить в Тулу. Посадку в Туле произвести по кострам. Задание выполнить при любой погоде."

Для выполнения трудного задания по тревоге были вызваны к самолетам экипажи капитанов Ф.Степанова, М.Лановенко, Я.Пляшечника, Д.Равича, Н.Сушина, К.Ильинского, В.Ключникова и старшего лейтенанта В.Андрианова. Старшим группы полковник Н.Филиппов назначил комэска майора Г.Шамраева. Штурманом его экипажа был В.Михайлов.

До Монино шли в сплошных облаках: болтанка, сплошное обледенение. И все-таки вышли точно, приземлились благополучно. Здесь к группе присоединился еще один экипаж – старшего лейтенанта Н.Куракина (штурман старший лейтенант А.Лапушкин), выделенный от соседнего, 3-го авиаполка.

"Загрузили самолеты быстро. В длинных ящиках были реактивные снаряды для «катюш». Понятно, какую огромную ответственность почувствовали авиаторы, получив для доставки совершенно секретные по тому времени боеприпасы. До Тулы всего около 25 минут лета на ТБ-3. Но каждую из тех минут можно засчитать за десятки, настолько велика была нагрузка на экипажи. Самолеты шли с интервалом в две минуты, один за другим таранили холодную, сырую мглу. На крыльях нарастал лед, нарушая летные качества и без того тяжелых машин. Срываясь с винтов, куски льда стучали по фюзеляжу.

Когда по расчету времени головной воздушный корабль вышел в район Тулы, Шамраев начал осторожно пробивать облака. Расчет оказался верным. На посадку заходили между скирдами соломы при подсветке не только от костров, но и недалеких разрывов снарядов. Откуда-то сбоку потянулись огненные трассы «эрликонов», но гитлеровские зенитчики спохватились поздно.

Едва колеса первого ТБ-3, пилотируемого майором Шамраевым, коснулись земли, началась сильная тряска. Потом выяснилось, что те, кто принимал самолеты, выбрали для их приземления вспаханное и заснеженное поле. Причем по неведению указали направление посадки поперек борозд пахоты. Но даже в таких чрезвычайных условиях летчики в основном сумели избежать поломки воздушных кораблей. Лишь один ТБ-3 авиаторы вынуждены были оставить на месте посадки из-за сильных повреждений шасси. Его экипаж вывез из-под Тулы майор Шамраев, улетевший последним.

Остальные воздушные корабли заходили на посадку по сигналам, подаваемым с земли штурманом капитаном Михайловым. На поле к самолетам поспешили бойцы с автоматами.

Быстрая разгрузка – и тотчас на взлет. И так – один за другим. Более двухсот ящиков реактивных снарядов доставила в эту декабрьскую ночь группа майора Г.Шамраева."

 

Источники информации:

1. Сергиенко A.M. История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. — Белгород: Константа. 2013.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.