23.05.42 г. Трагический вылет ТБ-3
В ночь на 23.05.42 г. экипаж ТБ-3 майора Н.М.Васка из 3 апдд (53 аддд) должен был доставить наземным войскам противотанковые мины в специальных мешках с парашютами в район местечка Глухово. Загрузка корабля была около трех тонн. Вылетели на задание ночью с аэродрома Монино. Подходя к месту выброски боевого груза, были атакованы истребителем противника. Снаряды пушек попали в бензобаки, самолет мгновенно воспламенился, левая плоскость начала разрушаться и корабль стал неуправляем.
Из письма Н.М.Васка: "В это время мы находились на высоте примерно тысячи метров. Я дал команду покинуть самолет, сам прыгал последним. Опускаясь на парашюте, видел удар самолета о землю и огромный взрыв. Три тонны противотанковых мин ничего не оставили от нашего корабля. Как потом рассказывали партизаны, самолет упал между станицей Угра и речкой такого же названия. Это место на линии фронта внутри обороны немцев. Так что немцам этот взрыв обошелся большими потерями.
Приземлился я в контуженном состоянии, почти без сознания. Была сломана большая берцовая кость правой ноги и раздроблена кость ступни мелкокалиберным авиационным снарядом. Меня нашел ранее приземлившийся штурман Гордеев, а позже часом нас обнаружили партизаны. Они доставили нас обоих в одну из деревень, точного названия которой не помню. Это было уже на рассвете 23 мая. В течение дня нас стало уже пять человек. Демидов, Назаров и Лебедев вышли на нас по расспросам населения. Через три дня я присланным с Большой земли самолетом был уже в авиационном госпитале Москвы. Остальные товарищи с помощью партизан перешли линию фронта и прибыли в свой родной полк, а через пять месяцев и я был уже там."
Неизвестна судьба трех членов экипажа: пилот старшина М.И.Степурко, бортмеханик техник-лейтенант В.И.Амелькин, борттехник техник-лейтенант В.Ф.Бучинский.
Географические объекты, упоминаемые в эпизоде
Источники информации:
1. Сергиенко A.M. История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. — Белгород: Константа. 2013.
2. ОБД Мемориал, запись No. 9555501&page=5