18.08.40 г. Сто девять Ju-87 над Англией

18 августа 1940 г. Люфтваффе предприняли очередную попытку уничтожить аэродромы английских истребителей силами четырех групп пикирующих бомбардировщиков:

 

- 28 Ju-87 из I./StG77 должны были атаковать аэродром в Торни Айсланд (Thorney Island), где базировались "Бленхеймы" из 59 и 235 Sqdn. Coastal Command (командования береговой авиации);

- 28 Ju-87 из II./StG77 - аэродром в Форде (Ford);

- 31 Ju-87 из III./StG77 - РЛС в Поллинге (Polling);

- 22 Ju-87 из I./StG3 - аэродром в Госпорте (Gosport).

 

В 13.45 все четыре группы, собравшись вместе в районе Шербура, повернули на север к точке встречи с истребителями сопровождения. Их непосредственное прикрытие выполняли:

 

- 70 Bf-109E из JG27;

- 32 Bf-109E из I./JG53.

 

Кроме того, в район Портсмута на "свободную охоту" вылетели 52 истребителя из I. и II./JG2.

В голове колонны "Штук" летели самолеты III./StG77 во главе с командиром группы хауптманом Хельмутом Боде. Когда они достигли восточной оконечности острова Уайт, был дан сигнал, и группы начали расходиться, каждая к своей цели.

Англичане смогли противопоставить им только 68 истребителей:

 

- 22 "Харрикейна" из 43, 213 и 601 Sqdn. RAF;

- 46 "Спитфайров" из 152, 234, 602 и 609 Sqdn. RAF.

 

В результате три из четырех групп Ju-87 смогли практически беспрепятственно атаковать свои цели. На аэродроме в Госпорте было 4 самолета уничтожено и 5 повреждено. На аэродроме в Форде было 14 самолетов уничтожено и 26 повреждено, кроме того, были уничтожены 2 ангара, цистерны с топливом и маслом, автопарк, погибло 22 человека из наземного персонала. РЛС в Поллинге получила 44 прямых попадания, еще 43 бомбы разорвались поблизости. Два пилона радара были полностью разрушены, а сама станция на неделю вышла из строя.

Только лишь для I./StG77, атаковавшей аэродром в Торней Исланд, все сложилось гораздо печальней. "Харрикейны" из 43 и 601 Sqdn. RAF перехватили ее, когда одни "Штуки" уже пикировали на аэродром, а другие только собирались сделать это, т.е. в самый уязвимый момент. В течение пяти минут было сбито 10 Ju-87, а еще 6 получили сильные повреждения (один из них затем разбился при посадке, в другом насчитали 130 пробоин). Из 56 членов экипажей I./StG77 только половина благополучно вернулась обратно, 17 человек были убиты или получили смертельные ранения, 5 попали в плен и 6 получили ранения.

Среди погибших были командир I./StG77 хауптман Херберт Майзель (Herbert Meisel) и командир 2./StG77 обер-лейтенант Зайлер (Sayler).

Однако часть пилотов I./StG77 все же успела сбросить бомбы, и на аэродроме было уничтожено 3 самолета, 2 ангара и несколько других сооружений, еще один самолет получил повреждения.

Остальные группы были атакованы английскими истребителями только уже на обратном пути над Ла-Маншем. III./StG77 потеряла один Ju-87 (унтер-офицера Молла), а II./StG77 - 3 самолета, два из которых упали в Ла-Манш, а третий совершил вынужденную посадку на поле для гольфа около Литтлхэмптона (Littlehampton) и его экипаж попал в плен. Несколько самолетов получили повреждения и два из них затем разбились уже при посадке на французском побережье, при этом экипаж одного Ju-87 из III./StG77 погиб. I./StG3 вернулась обратно без потерь.

О том, что происходило 18 августа в воздухе в районе Портленда и дальше над Ла-Маншем, можно составить впечатление по отдельным выдержкам из воспоминаний пилотов и бортрадистов StG77:

"...внезапно вражеские истребители появляются над нами. Легкая облачность скрывала их до последнего момента. Мы "сжимаемся" вокруг командира эскадрильи, чтобы сконцентрировать наш заградительный огонь. Сквозь грохот пулемета я слышу в наушниках громкий крик бортстрелка: "Справа позади нас истребители!" Быстро смотрю назад и вижу пролетающий мимо "Спитфайр". Я также вижу моего бортрадиста, он тяжелоранен и безжизненно висит на пулемете..."

"...большое количество англичан. Одно попадание за другим. Крылья как решето, фонарь кабины разбит, мой пулемет заклинило. В наушниках голос пилота: "Двигатель и радиатор повреждены. Я поднимаюсь, приготовься прыгать!" Из двигателя - белое облако дыма. Нас атакуют еще два истребителя, к счастью, еще только несколько попаданий в крылья. Затем они пропадают. Мы все еще живы..."

"...мы на малой высоте возвращаемся к морю. Наша эскадрилья замыкающая. Два "Спитфайра" разворачиваются на меня. Я отчаятю маневрирую, чтобы не дать им прицелиться. Моя машина задевает поверхность воды, но все же выравнивается. В течение долгих десяти минут мы получаем многочисленные попадания. Только позднее понимаю, что я сам легко ранен..."

"...истребители атакуют нас со всех сторон. Справа на нашем хвосте "Харрикейн". Восемь пулеметов против одного! Самолет вздрагивает от попаданий, и я внезапно понимаю, что мы летим прямо в воду. Мой пилот ранен! У него небольшая рана на голове. Я выдыхаю с облегчением, когда он берет наш старый "Иолант" под контроль и держит курс на юг, домой..."

"...я вижу, как два "Харрикейна" атакуют самолет позади нас. Его бортстрелок своим огнем заставляет одного из них отвернуть, однако второй открывает огонь и попадает в топливные баки. Машину охватывает пламя, и она падает в море..."

"...двигатель окончательно заглох. Что мы будем делать? Пилот начинает планировать и осторожно выпускает закрылки. Мы постоянно теряем высоту, но французское побережье медленно приближается. Мы достигли его! Плавный разворот к пляжу... Внезапно - сильный удар. Фюзеляж позади меня ломается, винт и стойки шасси летят в разные стороны, крылья сворачиваются подобно бумаге..."

"...Сколько еще?", - спрашиваю я пилота. "Пятнадцать минут!" Эта четверть часа продолжается целую вечность. Кровь продолжает течь из ран. Наконец впереди - наша территория. Мы тяжело садимся, и машину начинает трясти. Обе шины прострелены. Я пытаюсь приподняться, но не могу. От большой потери крови я слишком ослаб, и у меня кружится голова. И только в лазарете я понимаю, какой у меня вид: я весь залит кровью, как неуклюжий мясник на скотобойне!" (Последнее высказывание принадлежит бортрадисту-стрелку унтер-офицеру Карлу Майеру (Karl Maier) из I./StG77, который получил сразу 8 легких ранений.)

Общие потери Люфтваффе 18 августа 1940 г. составили 16 Ju-87 и 8 Bf-109, еще 6 Ju-87 получили тяжелые повреждения.

Англичане же потеряли 5 истребителей и 7 были повреждены.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Штурмовая авиация Люфтваффе. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. - С. 107, 442

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.