13.10.41 г. Первый боевой вылет 42-го дбап

Днем 13.10.1941 г. в первый боевой вылет эскадрилью 42 дбап (133 ад) повел зам. командира полка капитан В.В.Улюшкин (штурман Н.Е.Ровда). Предстояло звеньями нанести удары по войскам и технике противника, двигающимся по шоссейным и проселочным дорогам к Калинину.

Летели под облаками на высоте 500 метров. Пересекли Волгу южнее Калинина, а через несколько минут - две проселочные дороги, идущие к городу с юга, но противника не обнаружили. Подойдя к шоссе Старица - Калинин, развернулись на юго-запад, в сторону деревни Борисково. Была обнаружена колонна автотехники на дороге в большом лесном массиве.

Улюшкин дал установленный сигнал на перестроение эскадрильи в правый пеленг звеньев, чтобы штурман каждого звена мог самостоятельно выполнить бомбометание по выбранной им цели. Ровда тут же открыл бомболюки, что для ведомых означало "бомбить с ходу". Цель узкая и длинная, поэтому зашли под углом восемь - десять градусов к шоссе.

Противник открыл по бомбардировщикам пулеметный огонь. Из пятнадцати бомб, сброшенных с самолетов ведущего звена, четыре разорвались на шоссе в гуще вражеских машин. Остальные бомбы взорвались в лесу, подступающем к шоссе. Получив доклад о том, что все звенья отбомбились, Улюшкин сделал плавный разворот и зашел колонне в хвост.

Во время перестроения эскадрильи в правый пеленг с одновременным левым разворотом на цель самолет лейтенанта Нехая (штурман А.П.Коновалов), летевшего правым ведомым в третьем звене, оказался в сложном для пилотирования положении и отстал от звена, лишившись огневой поддержки воздушных стрелков двух других экипажей. В это время появились два Bf-109. Облачность не позволяла истребителям атаковать бомбардировщик сверху, поэтому они решили ударить снизу. Стрелку-радисту с основной огневой точки вести огонь по истребителям было нельзя - мешало хвостовое оперение своего самолета. Немцы знали это. Но в самолетах ДБ-Зф и на нижней пулеметной установке постоянно находится воздушный стрелок. Но немецкие летчики либо этого не знали, либо пренебрегли этим, и летели по прямой, догоняя бомбардировщик, не открывая огня.

За пулеметом ШКАС нижней установки находился сержант Засельский, еще в мирное время считавшийся отличным стрелком по воздушным мишеням. Последовали две его пулеметные очереди. Ближний истребитель вспыхнул и, отсавляя длинный шлейф дыма, стал падать на землю. Второй, не открывая огня, вышел из боя.

Так в первом же воздушном бою полк открыл боевой счет сбитых истребителей.

Бомбардировщики вышли на цель вторично, чтобы сбросить еще по пять стокилограммовых бомб. Теперь немцы встретили советские самолеты сильным огнем зенитных пулеметов. Несмотря на обстрел с земли, штурман Ровда и на этот раз отлично положил свои бомбы. Точно провели бомбометание и остальные звенья. Удар был эффективным, По нескольку прямых попаданий имело каждое звено.

Но второй заход оказался для бомбардировщиков не столь удачным. При отходе от цели снаряд крупнокалиберного пулемета разорвался в плоскости самолета летчика Нехая, возник пожар. Летчик скольжением на крыло в сочетании с противопожарными средствами сбил пламя, пожар был ликвидирован. Но, маневрируя, Нехай оторвался от звена и остался один на высоте 150 метров. На его самолет набросилась очередная пара истребителей. Теперь у них была возможность атаковать сзади сверху. В первой же атаке стрелок-радист Исполнев был легко ранен, но продолжал вести бой, вынуждая противника открывать огонь с больших дистанций, выигрывая время, необходимое летчику, чтобы снизиться до высоты бреющего полета. Цель была достигнута. На малой высоте немецкие летчики не рискнули атаковать бомбардировщик и вышли из боя.

Самолет и экипаж были спасены.

 

Источники информации:

1. Ушаков С.Ф. Во имя победы: Очерки. — М.: ДОСААФ, 1987.

 

 

Комментариев к теме: 1 Добавить комментарий
Людмила
2 Октября 2018, 18:12
В этот же день 13.10.1941 был сбит ещё один наш бомбардировщик ДБ-3- пилотировал Солоухин Евгений Михайлович, но в нем находились и зам. ком АЭ Безгусько Л.И., мой дядя, и нач. возд-арт. службы АЭ Степченко (Стенченко) С.П. и др. Нет ли у кого-нибудь сведений по этому самолету? Возможно,был сбит и ещё один самолет, т.к.в Журнале безвозвратных потерь сбитых над Калинином числится 6 человек.

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.