12.02.42 г. Операции "Cerberus" и "Donnerkeil"

Днем 11 февраля 1942 г. командиры JG26, JG2 и JG1 получили приказ срочно собраться на командном пункте JG26. В последние недели штабы этих эскадр были усилены связистами, а по приказу из Берлина на побережье Ла-Манша были созданы дополнительные посты наблюдения и полевые аэродромы. Было ясно, что готовится что-то неординарное, но даже они не знали что именно.

Вечером из Берлина на транспортном Ju-52 прилетел Адольф Галланд (Adolf Galland), и новости, которые он сообщил, были действительно чрезвычайными. Спустя всего несколько часов линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау", тяжелый крейсер "Принц Ойген", а также пять эсминцев должны были выйти из Бреста, чтобы, пройдя через Ла-Манш, достичь побережья Германии в районе устья Эльбы.

Приказ о переброске всех крупных кораблей кригсмарине в норвежские порты исходил лично от Гитлера, который поверил дезинформации, исходившей от английской разведки, о готовящейся союзниками высадке в Норвегии.

Еще 12 января 1942 г. в ставке Гитлера прошло совещание, посвященное предстоящей операции. От Люфтваффе на нем присутствовали Геринг, начальник генерального штаба Люфтваффе генерал-оберст Ешоннек и Галланд, от кригсмарине - командующий флотом адмирал Эрих Редер (Erich Reder), командующий линейными силами флота вице-адмирал Отто Цилиакс (Otto Ciliax) и командующий минными силами флота контр-адмирал Рюге (Ruge). Моряки предложили выйти в море ночью, чтобы затем днем пройти через Ла-Манш, но сомневались, что авиация сможет прикрыть корабли с воздуха. Их поддержал Ешоннек, и тогда Гитлер спросил мнение Галланда. Слушая других, тот уже все мысленно взвесил, и потому его ответ был четок. Галланд сказал, что если первая часть плавания пройдет в тайне от англичан, то днем его истребители смогут надежно прикрыть корабли от атак английской авиации. Он добавил, что на их стороне будет неожиданность, а также то, что английское командование, привыкшее все подробно планировать, с опозданием реагирует на подобные непредвиденные ситуации. Последний довод окончательно склонил Гитлера к идее дневного прорыва через Ла-Манш, но при этом он потребовал от участников совещания соблюдения полнейшей секретности.

"Морская часть" операции имела наименование "Цербер" ("Cerberus"), а операция по воздушному прикрытию кораблей получила кодовое наименование "Удар грома" ("Donnerkeil").

Гитлер назначил Галланда лично ответственным за операцию "Удар грома". В его распоряжении были JG1, JG2, JG26 и 5-я истребительная авиашкола в Париже (Jagdfliegerschule 5) - всего 252 истребителя, а также 30 ночных истребителей Bf-110. Все планирование операции Галланд провел непосредственно в своем штабе в Берлине.

Разработанный план операции требовал большой точности действий. Над кораблями постоянно должно было находиться 16 истребителей, по два звена с каждой стороны, причем одно звено на малой высоте, а другое на большой. Самолеты должны были выписывать в воздухе вытянутые "восьмерки" вдоль колонны кораблей. Каждая группа должна была патрулировать над кораблями в течение 30 минут. Группа, прибывающая на замену, должна была лететь в район нахождения флота на минимальной высоте, чтобы не дать засечь себя английским РЛС. Только после получения по рации кодового сигнала пилотам разрешалось набрать предписанную заранее высоту патрулирования. Смена групп должна была проводиться с десятиминутным перекрытием прямо над кораблями. Всем пилотам приказывалось сохранять полное радиомолчание вплоть до получения специального радиосигнала и в случае необходимости таранить английские самолеты, чтобы не допустить их приближения к к ораблям. Пилоты небольшой резервной группы должны были постоянно дежурить в кабинах истребителей, чтобы взлететь по первому же сигналу. Одновременно на флагманском линкоре "Шарнхорст" размещался штаб специально сформированного на время операции корабельного истребительного командования (Jafü Schiff) во главе с оберстом Максом Ибелем (Max Ibel).

Вечером 11 февраля, после совещания с Галландом, командиры эскадр провели инструктаж пилотов. Всему личному составу было запрещено до следующего утра покидать свое расположение, а чтобы исключить любые неожиданности, вокруг была выставлена специальная охрана.

В 22.45 11 февраля 1942 г. немецкие корабли покинули Брест, причем выход был задержан на три часа из-за неожиданного налета английских бомбардировщиков. Подводные лодки англичан, находившиеся на дежурстве в районе Бреста, не заметили выхода немецких кораблей.

12 февраля над Ла-Маншем стояла плохая погода, шел дождь, была низкая облачность, видимость у поверхности воды не превышала одной мили. Однако при этом над французским побережьем стояла хорошая погода, позволявшая самолетам Люфтваффе спокойно взлетать и садиться. В 08.14 с аэродрома в Абвиле взлетели первые самолеты прикрытия - четыре ночных истребителя Bf-110. Они встретили корабли в 08.50 севернее Шербура и заняли позицию с их левого борта, т.е. со стороны Англии. С этого момента фактически и началась операция "Удар грома".

В 09.25 операторы английских РЛС засекли на малой высоте над Ла-Маншем небольшие группы немецких самолетов, но приняли их за обычное прикрытие спасательных катеров. В 11.00 операторы РЛС доложили командованию, что немецкие самолеты действуют в весьма ограниченном районе, который смещается в северо-восточном направлении со скоростью 20 - 25 узлов. В 11.25 с аэродрома Хоукинг поднялась пара "Спитфайров" из 91 Sqdn. RAF, чтобы провести разведку в том районе. Спустя десять минут они обнаружили немецкий флот и передали об этом по рации. Их сообщение было перехвачено немцами, и о нем немедленно было доложено Галланду. Однако он не стал отменять режим радиомолчания, ожидая дальнейших действий англичан.

Как и предполагал Галланд, разрабатывая план операции, английское командование реагировало очень медленно. В 12.50 флот находился уже на траверсе мыса Гри-Не, т.е. практически в самом узком месте пролива Па-де-Кале, но еще ни разу не был атакован противником. В 13.16 по кораблям открыли огонь английские береговые батареи, расположенные в районе Дувра. В 13.19 английские торпедные катера атаковали немецкие эсминцы и торпедные катера, прикрывавшие основные силы флота со стороны Англии. Истребители III./JG26, находившиеся в тот момент над кораблями, получили приказ не вмешиваться в бой и не открывать огня по английским катерам.

В 13.20 с аэродрома в Мейдстоне взлетела "шестерка" торпедоносцев "Свордфиш" (Fairey "Swordfish") из 825 Sqdn. FAA. Их должны были сопровождать пять истребительных эскадрилий, но к точке сбора прибыли только десять "Спитфайров" 72 Sqdn. RAF. В 13.34 орудия крейсера "Принц Евгений" открыли огонь по приближавшимся торпедоносцам. В течение последующих пятнадцати минут "Фокке-Вульфами" и зенитной артиллерией с кораблей все шесть "Свордфишей" были сбиты, ни одна из сброшенных ими торпед не попала в цель, а из восемнадцати человек их экипажей спаслись только пятеро.

В 13.50 Галланд отменил режим радиомолчания и разрешил истребителям изменять высоту своего полета, исходя из конкретной тактической обстановки. В 14.25 корабли вышли за пределы радиуса действия английских РЛС, и англичане теперь могли только догадываться об их местонахождении. Авиаразведка же была крайне затруднена плохой погодой и действиями истребителей Люфтваффе.

В 15.30, подорвавшись на мине, застопорил ход флагманский линкор "Шарнхорст". Подошедший эсминец Z-29 снял с него адмирала Цилиакса и оберста Ибеля вместе с их штабами. Оставшиеся корабли получили приказ двигаться дальше, не дожидаясь "Шарнхорста". После 15.50 немецкий флот атаковали несколько групп бомбардировщиков и торпедоносцев из состава берегового командования (Coastal Command). В 16.44 то же самое попыталась сделать флотилия старых эсминцев из Дувра, но все было безрезультатно.

В 19.35 окончательно стемнело, но активные действия авиации прекратились еще раньше - в 17.40, когда последние истребители II./JG26 приземлились на аэродроме Абвиль. Несмотря на то что в 20.35 линкор "Гнейзенау" также подорвался на мине, основные силы флота к полуночи достигли устья Эльбы. На следующее утро в 10.30 туда же благополучно прибыл и "Шарнхорст".

В течение 12 февраля 1942 г. истребители Люфтваффе и зенитная артиллерия кораблей сбили двенадцать бомбардировщиков "Хемпден" и "Блейнхейм", шесть торпедоносцев "Свордфиш", шесть "Харрикейнов" из 1 и 607 Sqdn. RAF, восемь "Спитфайров" из 19, 41, 118, 129, 234 и 401 Sqdn. RAF, а также четыре двухмоторных истребителя "Уирлвинд" ("Whirlwind") из 137 Sqdn. RAF. 14 английских летчиков погибли, а трое попали в плен. Еще два "Спитфайра" столкнулись в облаках, и один пилот погиб. В ходе операции "Удар грома" Люфтваффе потеряли всего семь истребителей, погибло четверо пилотов, при этом все они были из JG26.

В оперативном отношении это была полная победа Люфтваффе, и после войны Галланд назвал эту операцию "великим часом" в своей карьере.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. Том 1. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

2. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. Том 2. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

3. Кноке Хайнц. Я летал для фюрера. Дневник офицера люфтваффе. 1939-1945 / Пер. с англ. Л.А.Игоревского. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.