21.11.43 г. Отражение налета бомбардировщиков

21.11.43 г. в 11:10 – 11:50 10 Як-1 под командованием: первая группа из 249 иап (229 иад) – гв. ст. лейтенанта Кулагина и вторая группа из 42 гиап (229 иад) гв. ст. лейтенанта Канкошева вылетели на отражение бомбардировочного налета противника.

Придя в район цели группа Кулагина заметила 8 Ю-87, уходящих от цели на высоте 1000 метров. Кулагин пошел на преследование уходящих бомбардировщиков, но радиостанция неведения своевременно обнаружив перенацелила группу истребителей на второй эшелон бомбардировщиков противника.

Кулагин, приняв приказ по радио всей четверкой атаковал группу бомбардировщиков, в результате которой было сбито 2 Ю-87(1 Ю-87 упал в тойоне Булганак, второй Ю-87 в районе Аджи-Мушкай. После первой атаки Кулагин заметил на высоте 3000 метров два Ме-109, которые пытались сзади сверху атаковать его группу. Вследствие своевременного обнаружения, истребители противника были обращены в бегство, а один Ме-109 сбит лично Кулагиным. Самолет противника упал в районе Булганак.

Вторая группа под командованием Канкошева в районе Керчь на высоте 3200 метров встретила 15 Ю-87. Атаку произвели спереди снизу. В результате атаки 2 Ю-87 были подбиты. Во время боя с бомбардировщиками, группа Канкошева была атакована сверху со стороны солнца двумя парами Ме-109.

Истребители противника были атакованы нашими летчиками и изгнаны с поля боя. В результате воздушного боя ст. лейтенант Канкошев в паре с мл. лейтенантом Раенко, преследуя противника в район Большой Бебчик, встретили еще пару Ме-109, которую атаковали сверху со стороны солнца и оба Ме-109 сбили. Один упал в районе Мама Русская, второй 1,5 км. южнее Кезы.

***

В этот же день в период 14:35-15:25 шесть Як-1 из 42 гиап под командованием гв. капитана Горбунова вели воздушный бой с группой 20 Ю-87 под прикрытием 2 Ме-109. В результате боя один Ю-87 был сбит.

Противник, будучи встреченным нашими истребителями, выслал для усиления 8 Ме-109Ф. Истребители шли плотным строем на высоте 2800 метров. Придя в район воздушного боя сразу парами начали атаку наших истребителей. Во время боя противник проявлял исключительное упорство и активно действовал, стремясь разбить группу наших истребителей и одиночками ее уничтожать. В результате неравного боя противнику удалось отбить от группы мл. лейтенанта Масюк и подбить его. Последний, уходя пикированием от преследования противника вышел из боя и благополучно вернулся на свой аэродром.

Оставшаяся пятерка Як-1, активно вела неравный воздушный бой с противником, Бой шел на виражах. Во внешнем кругу находились истребители противника и во внутреннем кругу Як-1. Во время этого боя мл. лейтенант Пашун - молодой летчик - не удержался в общем боевом порядке, оторвался от строя и был сбит противником. Оставшиеся четыре опытных летчика провели упорный воздушный бой с истребителями противника и подбили 2 Ме-109.

Летчики истребители отмечают, что появившаяся группа истребителей была наиболее опытная и имела хорошую слетанность пары. Каждая пара тесно взаимодействовала с другой парой. Одна паре атаковала, другая пара ее поддерживала. Пары действовали организованно не отрываясь друг от друга. При попадании под огонь наших потребителей, свободно маневрировали и боевым разворотом с резким набором высоты уходили из-под огня.

В процессе всего боя противник смело использовал облачность. В облачность уходил при преследовании и из облаков атаковал наших истребителей.

Хорошая слетанность противника и отмечаемые новые самолеты – (свежая серая краска самолетов и белой окраски кок винта) дают основание считать о появлении новой истребительной группы противника с опытным летным составом, которая стала отмечаться на фронте с 15.11.43. Летчики предполагают, что не этих самолетах установлена 37 мм пушка, так как обстрел самолетов производился с больших дистанций, дистанционными снарядам с черными разрывами. Сфера разрыва снаряда значительно больше, чем 20 мм пушек, устанавливаемых ранее на истребителях противника. (по данным радиоразведки во второй половине ноября стала отмечаться в полетах вторая группа 52 истребительной эскадры).

Летные качества самолета значительно превосходят ранее имевшихся истребителей - большая горизонтальная и вертикальная маневренность и более мощное вооружение.

***

Примечания. В цитируемом документе прослеживаются неточности:

1. Отмечено, что вылетали две группы на 10 Як-1. Но "группа Кулагина" - это 249 иап, на вооружении которого были ЛаГГ-3.

2. Отмечено, что Кулагин лично сбил Ме-109. Но эта победа не упоминается в наградных документах на А.М.Кулагина, хотя в представлении к званию Героя Советского Союза другие победы указаны довольно точно. Эта победа также не отмечена в исследованиях Михаила Быкова.

3. Указано звание Кулагина - гвардии ст. лейтенант. Но Кулагин стал гвардейцем лишь весной 1944 г.

 

Источники информации:

1. ЦАМО, ф. 20214, оп. 1, д. 20, л. 301. Отчет о боевых действиях штаба 4 ВА

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.