19.07.42 г. Удары по скоплениям войск

На рассвете 19.07.1942 г. 103 шап (236 иад) получил задачу наносить удары по скоплениям вражеских войск и техники вдоль левого берега Северского Донца. Шел дождь, видимость была настолько плохая, что еле просматривались самолеты на противоположной стороне аэродрома.

Командир полка подполковник П.И.Мироненко сам повел четверку "илов" (С.Попов, Т.К.Маслов и И.Ф.Малышенко). Весь маршрут летчики шли у самой земли — подниматься выше не позволяла облачность. Но командир полка и в такую погоду умел находить любые цели. Он точно вышел на станицу Калитвенскую, которая была забита вражеской техникой. Удар был ошеломляющий. Появление штурмовиков над Калитвенской застало противника врасплох настолько, что за три атаки летчики не встретили с земли никакого ответного огня.

Позже погода улучшилась и полк весь день наносил удары по скоплениям войск в районе станицы Ермаковская (южнее Тацинской).

Не прошло и часа после посадки группы Мироненко, как зам. командира аэ лейтенант Т.К.Маслов повел пять самолетов и нанес удар по колонне на дороге между Ермаковской и Лисичками. От адского зенитного огня три самолета вернулись такими изрешеченными, что один из них (Ил-2 Маслова) разобрали на запчасти.

В 11.40 восемь штурмовиков, командиром которых снова был Т.К.Маслов (уже на другом самолете), слетали туда же.

В четвертом вылете на борту штурмовика Маслова был специальный корреспондент газеты "Красная звезда" ст. политрук Леон Вульфович Вилкомир, которому предоставили возможность сфотографировать для газеты результаты ударов штурмовиков по колоннам противника. Вместе с командиром группы на боевое задание ушли: его заместитель И.Ф.Малышенко, С.Т.Аверьянов, А.Д.Журавлев, Г.П.Коваленко, К.В.Полбенников и М.В.Пронин. Десять "Яков" сопровождали штурмовиков. Ведущий уверенно шел по знакомому маршруту. Чтобы меньше находиться в зоне зенитного огня, Маслов от Новочеркасска все время шел южнее Дона, только над станицей Мариинской развернулся влево почти на 90 градусов и взял курс на север, держа по левому борту дорогу, идущую от Ермаковской к Дону.

Из Ермаковской на юг шли кучной колонной не менее полсотни танков и столько же автобронемашин. Маслов начал строить маневр для атаки. По штурмовикам обрушился шквал зенитного огня. Командир группы так завел ведомых на цель, что после сбрасывания бомб горели несколько танков. Во второй атаке "эрэсами" и огнем пушек подожгли не менее двадцати машин.

После выхода из атаки ведущий набрал высоту, затем круто развернулся и один направился вдоль пылающей колонны, чтобы корреспондент мог запечатлеть на фотопленке все то, что оставили после себя штурмовики. На одиночный "ил" обрушился шквал зенитного огня. На глазах у всех ведомых и находившихся вверху истребителей сопровождения самолет Маслова два раза перевернулся через крыло, затем перешел в крутое пикирование и в пяти километрах южнее Ермаковской врезался в колонну. Это случилось в 16.39.

Малышенко сразу же возглавил группу, и все летчики быстро заняли свои места. Пролетая над населенным пунктом Трифонов, Малышенко увидел на улицах много вражеских солдат. Штурмовики сполна расплатились за гибель своего товарища.

 

Источники информации:

1. Белоконь К.Ф. В пылающем небе. — X.: Прапор, 1983.

2. Мемориал

3. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 649, л. 32, 33.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.