05.08.43 г. Потеря пяти самолетов Пе-2

Из донесения командира 241-й бад от 21.08.43 г.:

Расследованием причин невозвращения 05.08.43 г. с боевого задания группы 5 Пе-2 128 Калининского ПБП – ведущий капитан Шишлянников – произведенного путем опроса экипажа группы Мусинского и вернувшихся из плена (из группы Шишлянникова) летчика – мл. лейтенанта Семенова и стрелка-радиста старшины Стукач считаю окончательно установленным:

Группа Шишлянникова из 5 Пе-2 в составе общей группы 13 Пе-2 под командованием зам. командира аэ ГСС капитана Мусинского 05.08.43 г. выполняла задачу – бомбардирование скопления войск и штаба противника в пункте Шаблыкино. Боевой порядок группы был назначен следующий: 8 Пе-2 в строю клина звеньев – ведущий капитан Мусинский и на дистанции 150-200 метров 5 Пе-2 - ведущий капитан Шишлянников.

На кругу аэродрома истребителей Ржава, Фатеж группа Мусинского получила 6 истребителей, группа Шишлянникова 4 истребителя. После пролета линии фронта группа Шишлянникова по неустановленной причине отстала и до цели шла за группой Мусинского на дистанции 400-600 метров.

Первый заход у обоих групп был холостой вследствие плохой видимости цели, на втором заходе, после сбрасывания бомб группой Мусинского, ЗА противника открыла огонь, наблюдалось до 15-20 разрывов одновременно. Группа Шишлянникова идя за Мусинским сбросила бомбы по цели. Над целью самолет Шишлянникова прямым попаданием снаряда получил пробоину в левой плоскости диаметром 50 см в расположении посадочных щитков. Самолет качнуло, но он полет продолжал. В это время группа была атакована до 20 ФВ-190 и Ме-109, которые атаки производили парами. Первым был атакован самолет мл. лейтенанта Сунского. Во время атаки истребителей противника стрелок-радист старшина Стукач (экипаж мл. лейтенанта Сунского) сбил 1 ФВ-190, который горящим упал в районе цели. Второй ФВ-190 вначале подбил левый мотор и второй атакой зажег центральный бензобак. Самолет Сунского загорелся и резко пошел вниз. Летчик подал команду прыгать, что и было выполнено.

Самолет мл. лейтенанта Семенова над целью был подбит прямым попаданием снаряда ЗА в водомаслорадиатор левого мотора. В это время два Ме-109 атаковали самолет сверху сзади и зажгли его. Когда мл. лейтенант Семенов на горящем самолете уходил со снижением от группы, в строю оставалось 3 самолета: к самолету Шишлянникова вплотную подошли два истребителя противника и вели по нему огонь. Штурман Шишлянникова ст. лейтенант Лебедев огня не вел, очевидно был ранен или убит. На самолете Брагилевского сильно дымили оба мотора. После этого мл. лейтенант Семенов группу больше не видел и пройдя курсом на юг 5-6 км подал экипажу команду прыгать, что и было выполнено.

Из экипажа мл. лейтенанта Сунского в часть вернулся стрелок-радист старшина Стукач, судьбу остальных членов экипажа он не знает.

Из экипажа мл. лейтенанта Семенова прибыл в часть сам Семенов. По его докладу штурман мл. лейтенант Рахов убит противником на земле, стрелок-радист сержант Рыбалко взят в плен и отправлен в тыл. Судьба остальных экипажей не известна.

Истребители противника вели воздушный бой двумя группами: одной группой сковали наших истребителей, второй группой – атаковали группу Шишлянникова.

Группа Шишлянникова оставшись без истребителей прикрытия не могла противостоять атакам количественно превосходящей группе истребителей противника и поскольку группа вышла из зоны действительного огня ЗА противника – можно предполагать, что оставшиеся самолеты группы тоже сбиты истребителями противника.

***

В 128-м бап не вернувшимися с боевого задания в этот день числятся:

- командир эскадрильи капитан М.Я.Шишлянников, штурман эскадрильи ст. лейтенант В.М.Лебедев, стрелок-радист старшина М.С.Шумайлов;

- командир звена ст. лейтенант А.Н.Брагилевский, штурман звена мл. лейтенант М.П.Пестунов, стрелок-радист старшина Г.М.Моцар;

- штурман мл. лейтенант И.В.Рахов, стрелок-радист ст. сержант Н.А.Рыбалко;

- ст. летчик мл. лейтенант И.М.Сунский, штурман мл. лейтенант К.А.Салин;

- летчик мл. лейтенант В.Г.Токарев, штурман мл. лейтенант М.М.Баев, стрелок-радист сержант В.П.Бондаренко.

 

Источники информации:

1. Данные Андрея Зуева.

2. ЦАМО, ф. 20222, оп. 1, д. 38, л. 83. Причины невозвращения с боевого задания группы 5 Пе-2.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.