13.03.44 г. Удар по плавсредствам

13.03.1944 г. в операции по уничтожению торпедных катеров (ТКА) в порту Феодосия по решению командира 11 шад ВМФ должно было участвовать 5 групп по 6 Ил-2 и 30 истребителей прикрытия. Из 47 шап выделялось 2 группы по 6 Ил-2, а из 8 гшап - 3 группы. Три группы были ударными и две группы - подавления ПВО.

Во главе походного порядка шла первая группа подавления наземных средств ПВО с осколочными бомбами (8-й гв. шап), ведущий лейтенант А.Е.Гургенидзе. Вторая группа - пушечная (пушки калибра 37 мм) шла на дистанции 1 км (47 шап), ведущий майор В.Х.Кунях. В составе этой группы находился помощник командующего ВВС ЧФ подполковник Долгов. За этими группами шли на таком же расстоянии: 2-я группа подавления наземных средств ПВО с осколочными бомбами (8 гшап), ведущий гв. ст. лейтенант Н.И.Николаев, затем группа (8 гшап) с ПЛАБами, ведущий гв. ст. лейтенант Н.В.Пысин, и последняя 5-я группа - с пушками 37 мм (47 шап), ведущий лейтенант Ю.А.Акаев, имеющая по 4 ФАБ-50. Таким образом, первая и третья группы были группами подавления ПВО с осколочными бомбами (8 гшап). Вторая, четвертая и пятая - ударные группы, причем вторая и пятая с 37 мм пушками и бомбами ФАБ-50 (47 шап), четвертая группа - 4 Ил-2 с бомбами ПЛАБ-100 и 2 Ил-2 с ФАБ-100. Предполагалось ПЛАБы сбрасывать с малых высот методом топмачтового бомбометания (8 гшап).

Заход на цель ударных групп штурмовиков с приданными им группами подавления ПВО был намечен с севера и юга, а группа с ПЛАБами - с востока.

Скрытности и внезапности подхода к цели осуществить не удалось из-за того, что ведущий одной группы прошел ближе к береговой черте и выше, чем было указано в маршруте. В результате этого вся система ПВО противника была заблаговременно оповещена и на траверзе мыса Чауда (5 км не долетая до цели) группу штурмовиков и истребителей атаковали до 15 Bf-109 и Fw-190, с которыми часть истребителей прикрытия вступили в бой и не дали им прорваться к штурмовикам.

Над Киик-Атлама находилось до 6 Bf-109, которые, увидев, что удар наносится по Феодосии, также стали действовать в районе Феодосии. Силы противника по мере подлета штурмовиков к цели непрерывно наращивались и количество его истребительных групп в воздухе увеличивалось, и к моменту атаки цели над Феодосией находилось до 30 Bf-109 и Fw-190 по 4-8 самолетов в группе.

Истребители непосредственного прикрытия, по показаниям советских летчиков-истребителей, вели непрерывный воздушный бой с противником, начиная от меридиана Чауда до цели и прикрывали отход штурмовиков за 30-35 км к юго-востоку от Феодосии.

Внимание штурмовиков рассредоточилось на отражение атакующих истребителей противника и на наблюдение за выходом на цель впереди идущих штурмовых групп, поэтому первая ошибка вызвала ряд последующих:

1) ведущий 1-й группы подавления ПВО, придя к точке тактического развертывания, не увеличил скорость при подходе к цели. В результате он не оторвался от пушечной ударной группы и не сумел полностью подавить ЗА и МЗА до ее подхода;

2) нарушилась временная последовательность удара цели. Создалась угроза одновременного выхода на цель с разных направлений и возможность столкновения в воздухе северных и южных групп. Это привело к тому, что вторая группа подавления ПВО изменила курс и не успела подавить ПВО противника для последующей ударной группы и пушечная группа Акаева действовала в условиях непосредственной ПВО противника и потеряла от огня ЗА один Ил-2.

Атаки обеих групп подавления ПВО производились одним заходом с пикирования (1050-100 м). Удары наносились по батареям ЗА и МЗА, расположенных в районе города и порта.

Две пушечные группы (ведущие Кунях и Акаев) бомбили и штурмовали 4 ТКА с пикирования (800-400 м). Катера стояли у перемычки широкого мола.

Группа Пысина с ПЛАБами атаковала плавсредства с высоты 20-25 м одним заходом.

Всего при выполнении удара по ТКА противника в порту Феодосия было потеряно 6 Ил-2, из них 5 от атак истребителей и один - от огня зенитной артиллерии. Повреждены 3 Ил-2 и 1 Як-9. Майор В.К.Черных подбит и сел вынужденно.

По докладу летчиков-штурмовиков установлено, что прикрытие истребителями штурмовиков не обеспечивалось и в ряде случаев истребители, увлекшись боем, отрывались от штурмовиков. Были моменты, когда штурмовики шли без прикрытия. Истребители непосредственного прикрытия сбили 3 Bf-109. Но были случаи, когда истребители прикрытия спасали штурмовиков от гибели. Так, например, мл. лейтенант Калашников (25 иап ВМФ) сбил Bf-109, атаковавшего сверху Ил-2.

Вина была здесь и штурмовиков - не использовали радио для управления истребителями непосредственного прикрытия. Также штурмовики после атаки собрались крайне медленно, что затрудняло работу истребителям непосредственного прикрытия. Это вело к тому, что истребители противника вели воздушный бой с одиночными Ил-2.

Ю.А.Акаев и его стрелок Н.Г.Губанов сбили по одному Bf-109.

Общий результат удара; 1 ТКА выведен из строя, 2 ТКА повреждены, в городе вызвано 2 очага пожара, сбито 7 самолетов противника.

 

Источники информации:

1. Гиляревский В.П. Война: Морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. В 2-х томах. — 1992.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.