30.06.41 г. Драматический вылет

30.06.1941 г. звено бомбардировщиков СБ 202 сбап (41 ад) под командой заместителя командира эскадрильи ст. лейтенанта А.И.Руденского, штурмана лейтенанта Я.Н.Святненко, стрелка-радиста сержанта Зайцева вылетело для нанесения бомбового удара по танкам в районе озера Суури-Раут-Ярви на территории Финляндии. Правый ведомый - командир звена лейтенант В.А.Кузнецов, штурман - лейтенант Реут, стрелок-радист - сержант Панин, левый ведомый - пилот мл. лейтенант Н.И.Гапеёнок, штурман - мл. лейтенант Тарасенко, стрелок-радист - сержант П.Г.Нолегач. Предполагалось, что до цели и обратно бомбардировщиков будет прикрывать звено истребителей.

Звено истребителей взлетело на маршруте полета к цели в районе Ленинграда. В это время стрелки-радисты бомбардировщиков открыли по ним огонь. Истребители ушли из-под огня и через короткое время повторили пристраивание, стрелки-радисты опять открыли огонь, чтобы не допустить их на близкую дистанцию к бомбардировщикам. Не поняв таких действий, истребители ушли на свой аэродром.

Произошло это недоразумение потому, что перед вылетом на боевое задание стрелки-радисты получили от начальника связи указание открывать в полете огонь по любому самолету, который будет заходить бомбардировщикам в хвост. К тому же не была наложена радиосвязь. Никто из истребителей не пострадал.

Выйдя в район цели, бомбардировщики танков не обнаружили, и удар наносили по запасной цели. В момент отделения бомбы из бомболюка, под самолетом ведущего разорвался зенитный снаряд. Ст. лейтенант Руденский был тяжело ранен, но сумел вывести подбитый самолет на свою территорию и произвести посадку. Экипаж был госпитализирован. По состоянию здоровья А.И.Руденский больше в полк не вернулся.

Самолет командира звена лейтенанта Кузнецова также оказался подбит огнем зенитной артиллерии, однако, летчик довел самолет до Ленинграда и произвел посадку на Комендантском аэродроме, а после оказанной медицинской помощи экипаж вернулся в строй и продолжал выполнять боевые задачи.

Мл. лейтенант Гапеёнок с трудом ушел от зенитного огня, но из-за неопытности штурмана экипаж потерял ориентировку. Летчик принял решение идти на Ленинград, но оказался над Кронштадтом. Там их приняли за противника и открыли огонь со всех возможных зенитных средств. Пришлось уйти на территорию Финляндии, затем через Карельский перешеек на Ленинград. Там ориентировка была восстановлена и экипаж вышел на Кингисепп. Топливо уже было израсходовано и при планировании на посадку на свой аэродром Каскаловка двигатели остановились, но летчик благополучно посадил самолет на западной окраине аэродрома.

 

Источники информации:

1. Гапеёнок Н. И. Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Книга памяти. — Щелково: МУП «Редакция журнала "Щёлково"», 2002.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.