22.05.43 г. Отражение налета на ж.д. узел Курск

Ранним утром 22.05.1943 г. немецкая авиация произвела первый массированный налет на железнодорожный узел Курск эшелонами в составе 110 бомбардировщиков типа Ju-87, Ju-88, He-111 и Bf-110 под прикрытием 60 - 70 истребителей Fw-190 и Bf-109.

В 5 час. 5 мин. с аэродрома Будановка (283 иад) был замечен подход большой группы немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. "По-зрячему" с аэродромов Будановка, Щигры южные и Курск западный взлетели 10 дежурных Як-1. Набрав высоту, они восьмеркой атаковали бомбардировщики противника, в то время как пара "Яков" связала боем его истребителей.

Атака советский летчиков расстроила боевой порядок бомбардировщиков. Воспользовавшись этим, младшие лейтенанты В.Ф.Виноградов, Б.А.Баранов и В.П.Вусиков сбили 3 бомбардировщика Ju-87, а Н.В.Иванов - Fw-190. Бой велся преимущественно парами на высотах от 3000 до 600 м.

В это же время с аэродрома Щигры южные взлетела дежурная эскадрилья в составе семи Як-7 519 иап под командованием старшего лейтенанта В.А.Башкирова. В районе Курска наши истребители встретили группу Ju-87 под прикрытием Bf-109.

Три пары "Яков" атаковали бомбардировщики противника и, тесно взаимодействуя между собой, нарушили их боевой порядок, сбили шесть "Юнкерсов". Старший лейтенант Башкиров набрал высоту, чтобы связать боем истребителей противника, и одновременно управлял группой по радио. Вскоре он заметил одного "Мессершмитта", который заходил в атаку на пару "Яков". Башкиров поспешил товарищам на выручку и с первой атаки сбил Bf-109.

При отражении этого налета отличились летчики 101 иад ПВО лейтенант А.А.Елдышев, капитаны Н.В.Подковщиков, В.И.Малахов, Н.В.Борисенко и другие.

Лейтенант А.А.Елдышев, например, первым врезался в строй немецких бомбардировщиков и сразу же сбил Ju-87. Развернувшись, он точным огнем поджег второй "Юнкерс", который взорвался на собственных бомбах. Заметив третьего "Юнкерса", пытавшегося уйти с поля боя, А.А.Елдышев стремительно пошел в атаку. В это время появились четыре Bf-109F. А.А.Елдышеву грозила опасность, но на помощь ему поспешил старший лейтенант Н.Л.Часнык, и третий Ju-87 был сбит.

По два самолета противника сбили Н.В.Подковщиков, В.И.Малахов и Н.В.Борисенко.

***

Описание боя 22.05.1943 г. из писем командира аэ 519 иап В.А.Башкирова брату Александра Логинова Юрию.

 

«… 22 мая 1943 года, мы тогда стояли на аэродроме Щигры, недалеко от Курска. Вдруг рано утром нас подняли по боевой тревоге и через 2 минуты мы были в воздухе. Нас было 7. Получили по радио приказ идти в район Курска. Придя в район Курска увидели, что 27 немецких бомбардировщиков идут на Курск, а сверху около 20 немецких истребителей. Я подал команду бить бомбардировщиков а сам следил за истребителями. Саша атаковал 3 бомбардировщика и сбил одного, он сел недалеко от КП нашей дивизии, забрал одного немца в плен посадил в свой самолет, взлетел и сбил сразу же еще один бомбардировщик, это был его 6 сбитый немецкий самолет. В этот момент нас атаковали немецкие истребители. Я вступил с ними в бой и естественно потерял из вида на какой то момент боя своих орлов. В этом бою мы сбили 8 немецких самолетов. Бой шел на глазах всего штаба дивизии и сотен людей. Из этого боя Саша не вернулся. Никто не видел, чтобы он горел или падал. Бой шел почти над Курском, а не в районе Ливны. За это бой все его участники были награждены орденами Красной Звезды, в том числе и Саша. А я был награжден орденом Александра Невского. В этом же бою был ранен наш друг, другой член нашей АЭ Коля Барановский, который больше не вернулся в строй ему запретили летать. Сказать, что Саша погиб мы не имели оснований, поэтому Вам и сообщили, что Саша пропал без вести.»

18.11.1962

 

«… В бою посадку Саша сделал по своей собственной инициативе, приказа я ему на это не отдавал. Дело в том, что перед этим в бою, которой пришлось вести нашей эскадрильи, был аналогичный случай. Один из летчиков Сережа Шевченко (фронтовой друг Саши) сбил немецкий самолет «Юнкерс 88» произвел около него посадку, забрал экипаж в плен, сдал местным властям, из самолета вынул немецкие парашюты и часы и привез их на аэродром. Видимо Саша под впечатлением этого случая решил привести на аэродром не парашюты, а живого немецкого летчика. При посадке вне аэродрома он уже рисковал жизнью, потому что она очень опасна. Летчики это хорошо знают. Мы летали в тот период на самолетах Як-7Б, где сзади кабины летчика было место куда можно было брать груз, по сути там была вторая кабина.»

3.12.1962

 

Источники информации:

1. Пруссаков Г.К. и др. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.

2. ВВС России: люди и самолеты.

3. Войска противовоздушной обороны страны. — М.: Военное издательство, 1968.

4. Данные Сергея Каргапольцева.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.