08.08.41 г. Первый боевой вылет 57-го бап

08.08.1941 г. в районе Ельни советские войска остановили крупную танковую группировку противника, и части 24-й армии вели бои по окружению и уничтожению этой группировки. 57 бап (ВВС 24 армии, Резервный фронт), вооруженный бомбардировщиками СБ, получил приказ в 15:40 под прикрытием истребителей 10 иап уничтожить скопление танков и пехоты противника на северо-восточной окраине города Ельни и в Чанцево. Удар по войскам у Ельни должна была наносить первая эскадрилья, а по пехоте и танкам в Чанцево - вторая и третья эскадрильи. Это был первый боевой вылет 57-го бап, накануне прибывшего из Приморья.

Первую аэ возглавлял командир полка майор И.С.Суржин, в ведущем звене летел также комиссар полка батальонный комиссар Ф.А.Куфта. Правое звено возглавил ст. лейтенант Г.А.Осипов. Ведомыми в его звене летели экипажи лейтенантов Г.И.Алексеева и А.Д.Голубкова. Истребители прикрытия не взлетели.

В районе Ельни 2-я аэ была атакована "мессершмиттами". Г.А.Осипов вспоминал: "Оглядываюсь, и вижу, как все девять самолетов второй эскадрильи летят в четком строю и горят. Так, горящие они дошли до цели, сбросили бомбы по фашистским танкам, и только после этого боевой порядок нарушился, бомбардировщики стали отворачивать влево и вправо, а экипажи прыгать с парашютами."

После удара по цели командир полка стал уходить в облака. Истребители противника начали атаку ведущей группы. Одна пара "мессершмиттов" пошла на сближение с звеном Осипова, а вторая атаковала ведущее звено. Организованным огнем стрелков-радистов был сбит ведущий истребитель. Самолет комиссара аэ Д.А.Лучинкина ушел вверх и скрылся в облаках. Был подбит, задымил и начал отставать самолет Г.И.Алексеева. Вскоре за его самолетом потянулся огненный след. Оставшиеся семь самолетов 1-й аэ сомкнулись и продолжали огнем пулеметов отражать атаки истребителей. После того как один из "мессершмиттов" был сбит, остальные отстали.

Лейтенант Г.И.Алексеев пытался потушить мотор и бензобак огнетушителем, но когда это не удалось, подал экипажу команду покинуть самолет. Штурман лейтенант И.Дьяченко немедленно выпрыгнул, а стрелок-радист Биньковский доложил, что тяжело ранен и не сможет покинуть самолет с парашютом. Чтобы спасти Биньковского Алексеев пытался посадить горящий самолет на фюзеляж, но когда от дыма и пламени находиться в кабине самолета стало невозможно, он тоже покинул самолет с парашютом, но ему не хватило высоты для раскрытия парашюта, и летчик разбился. Возвратившийся в полк штурман Дьяченко рассказал, что похоронил Алексеева и Биньковского, завернув в парашюты, недалеко от места падения самолета у деревни Новые Мутищи Ельнинского района.

Комиссар эскадрильи Лучинкин, после того как на его самолете огнем истребителей был поврежден правый мотор, и был тяжело ранен в живот стрелок-радист старшина Соловьев, ушел в облака, оторвался от истребителей противника, а потом произвел посадку в Юрьеве в 12 километрах от Сухиничей. Техники, прибывшие к месту вынужденной посадки самолета Лучинкина, насчитали в нем около ста восьмидесяти пробоин.

В первом боевом вылете, из 27 бомбардировщиков, вылетевших к Ельне было потеряно 11. Большинство экипажей со сбитых самолетов 2-й аэ через несколько дней возвратились в полк. Пришли и командир эскадрильи И.Т.Красночубенко, и его заместитель Н.Голенко и стрелок-радист И.И.Зеленков, сбивший истребитель противника в этом роковом для эскадрильи воздушном бою.

 

Источники информации:

1. Осипов Г.А. В небе бомбардировщики. - Щелково, серия "Библиотека журнала "Щелково", 2003.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.