07.11.44 г. Отражение налета союзников

Утром 07.11.1944 г. американские "Лайтнинги" атаковали колонну советских войск, которая проходила близ города Ниш (Югославия).

На отражение налета поднялась четверка истребителей 866 иап (288 иад). Первоначально "Лайтнинги" были приняты советскими летчиками за немецкие двухкилевые "рамы" Fw-189. Они недоумевали, откуда у немцев в этом районе появилась такая армада из 40 самолетов. Убрав шасси, истребители разогнали у земли максимальную скорость и свечой полезли вверх. Они с ходу вступили в бой. Первой же атакой каждая пара сбила по неприятельскому самолету. На помощь четверке подоспела еще одна пара, а вскоре взлетел весь полк. Один из самолетов вел А.И.Колдунов.

Воздушный бой разгорался все сильнее. Неизвестные самолеты, сбросив бомбы, сначала пытались защищаться, но, не выдержав натиска советских истребителей, построились в "змейку", чтобы лучше прикрывать друг друга огнем передних пулеметов, и стали уходить в сторону города. Один из "Яков" стремительно спикировал с высоты на двухкилевой самолет и открыл огонь. 37-мм снаряд его пушки разорвался в центроплане "рамы", и она, вспыхнув как факел, свалилась на землю. "Як" проскочил вперед, но тут же попал под огонь другого бомбардировщика. Пулеметная очередь угодила в кабину истребителя. "Клюнув" носом, он резко пошел вниз и разбился. Летчик погиб.

Бой в воздухе продолжался. Но советские летчики уже поняли, что имеют дело с союзниками. Пара истребителей стремительно пошла на сближение с американцами. Рискуя быть сбитым, Колдунов вплотную подошел к ведущему "Лайтнингу" и стал жестами показывать, что мы свои, союзники. Ведомый Колдунова Виктор Степанов бдительно охранял своего командира. Американец, очевидно, понял жесты и с набором высоты пошел на юг. За ним последовали остальные "Лайтнинги". Проводив их до вершины горы, советские истребители покачали крыльями и повернули назад.

Гроза, казалось, отгремела. Но появилась вторая группа "Лайтнингов", насчитывающая тоже около сорока самолетов. И опять повторилась дикая картина. Самолеты один за другим входили в пике и сбрасывали бомбы на колонну советских войск. Находившиеся в воздухе "Яки" ринулись им навстречу. Они стремительно проносились между "Лайтнингами", показывая им свои опознавательные знаки. Однако не все американцы прекратили бомбежку и обстрел. Наиболее "непонятливых" пришлось убеждать огнем пулеметов и пушек.

Над празднично украшенным городом с ревом кружилась целая армада самолетов. Александр Колдунов, как и в первый раз, пристроился со своим напарником Виктором Степановым к ведущему группы американских бомбардировщиков и стал указывать ему дорогу домой. В конце концов "Лайтнинги" не столько по желанию, сколько по принуждению прекратили штурмовку шоссе и повернули назад.

Позже представитель американских ВВС ссылался на потерю экипажами ориентировки. Но даже если такое произошло с первой группой, ее ошибку не могла повторить вторая, поскольку между ними поддерживалась радиосвязь. Ведущий первой группы мог сообщить второй о том, что в долине находятся советские войска. Однако вторая группа вышла на ту же часть колонны, которую только что бомбили и поливали свинцом их предшественники.

В свое оправдание американцы утверждали также, что их самолеты шли штурмовать фашистские войска, отступавшие из Греции в Триест. Это тоже не соответствовало истине. Немецкие войска двигались не рядом с городом Ниш, а примерно в четырехстах километрах от него.

Американское командование извинилось перед советским за этот "инцидент". Но словами не вернешь погибших во время предательского налета "союзников". В результате налета среди других погиб и командир стрелкового корпуса генерал Степанов, отец ведомого А.И.Колдунова Виктора Степанова.

 

Боевое донесение штаба 866 иап

Ниш, 7.11.1944 года, 16.00

 

7.11.44 г. 12.50 группа 12 самолетов типа Лайтинг производили штурмовку частей стрелкового корпуса 3-го Украинского фронта, двигавшихся по дороге от Ниш на запад в районе Чамурлия. 4 самолета в строю растянутого пеленга производили атаки по одному с Н - 400 м с выводом на Н - 50 м. Две четверки Лайтинг в строю пеленга ходили на Н - 1500 м. После первых атак по самолетам открыла огонь ЗА из состава ПВО аэродрома Ниш, огнем ЗА был сбит 1 самолет Лайтинг, который упал 1 км севернее аэродрома.

В 13.00 взлетела по-зрячему дежурная пара Як-9 866 ИАП, ведущий л-т Кривоногих и ведомый мл. л-т Шипуля. В 13.05 взлетело 6 Як-9, командир АЭ к-н Бондарь, командиры звеньев ст. л-т Сурнев, ст. л-т Железнов, ст. л-т Поциба, летчики л-т Жестовский и мл. л-т Сердюк. В 13.10 взлетела пара Як-3, ведущий к-н Колдунов и ведомый л-т Красюков.

Первая пара, взлетев, пошла с правым разворотом на сближение с штурмующими 4-мя самолетами Лайтинг. 2 самолета Лайтинг перешли в атаку на пару Кривоногих. Мл. л-т Шипуля произвел атаку по самолету Лайтинг, заходившему на повторную атаку наземных войск, с первой же атаки зажег его, последний с углом в 40 градусов врезался в землю в районе 500 м севернее аэродрома Ниш, где и сгорел. Л-т Кривоногих, отбиваясь от атаки 2-х самолетов Лайтинг, с вертикального маневра зажег одного из них, который горящий упал 8-10 км севернее аэродрома Ниш, на горе в лесном массиве.

При последующей атаке л-т Кривоногих зашел в хвост следующему самолету Лайтинг, по которому ЗА открыла заградительный огонь. Попав в разрывы снарядов ЗА, самолет л-та Кривоногих задымился, сделал переворот и с углом 80-85 градусов врезался в землю 3 км северо-восточнее аэродрома.

Взлетевшие командир АЭ к-н Бондарь и командиры звеньев ст. л-т Сурнев и ст. л-т Железнов, определив, что это самолеты американские типа Лайтинг, в воздушный бой с ними старались не вступать. Атакуемые одиночными и парами самолетов Лайтинг, маневрировали по вертикали и горизонтали, стремясь не давать им вести огонь. Ст. л-т Сурнев покачиванием самолета дал знать, что это не противник, после чего самолеты Лайтинг отвалили и атаки прекратили.

Летчик мл. л-т Сердюк, взлетев один, сразу же был атакован самолетом Лайтинг. Выйдя из-под атаки, он увидел, что один самолет Лайтинг атакует самолет Як-9, в свою очередь атаковал этот самолет, который сразу же загорелся и упал 1 км северо-западнее аэродрома.

При последующей атаке мл. л-т Сердюк атаковал еще один Лайтинг, дал по нему две очереди из пушки и пулемета, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.

В районе 2 км севернее Ниш л-т Жестовский вел бой с парой Лайтинг, атаковал одного из них сверху-сзади и пушечно-пулеметным огнем подбил его, который задымился и ушел со снижением в северо-западном направлении.

Второй самолет Лайтинг сзади атаковал л-та Жестовского и поджег его самолет. Л-т Жестовский получил пулевое ранение в правую ногу, правый бок и палец правой руки, выбросился с парашютом и приземлился в районе д. Каменица, что 8 км севернее Ниш, самолет сгорел.

Ст. л-т Поциба после взлета набрал высоту 2000 м и пристроился к группе из 12-ти Лайтинг, которые подходили к аэродрому с курсом 100 градусов. Покачиванием дал знать что это свой самолет и стал указывать на свой аэродром. Самолеты Лайтинг огонь не вели, развернулись и ушли с курсом 240 градусов. В это время подходили с запада еще до 60 самолетов Лайтинг, которые встретились с 1-й группой, развернулись и пошли с курсом по направлению на запад.

Л-т Красюков, вылетев и опознав американские самолеты, в бой не вступил. Наблюдал как в районе 1 км севернее аэродрома самолет Як-9 горящим упал на землю.

В воздушном бою самолетами Лайтинг сбито 2 самолета Як-9. Летчик мл. л-т Шипуля погиб, л-т Жестовский спасся на парашюте. Л-т Кривоногих, сбитый нашей ЗА, погиб.

В этом бою, по наблюдениям с земли, огнем ЗА и нашими истребителями сбито 5 самолетов Лайтинг.

 

ВЫВОД: Пролетающая группа самолетов Лайтинг, очевидно, ошибочно атаковали колонну наших войск в связи с потерей детальной ориентировки, приняв этот район как территорию противника.

В воздушном бою самолетов Як-9 с самолетами Лайтинг последние показали хорошую горизонтальную маневренность и при ведении воздушного боя на виражах преимущество осталось за самолетами Лайтинг, которые легко заходили в хвост самолетам Як-9, имеющим значительно больший радиус виража, чем самолеты Лайтинг.

На вертикальном маневре Як-9 имел преимущество над самолетами Лайтинг.

 

Источники информации:

1. Шмелев Н.А. С малых высот. - М.: Воениздат, 1966.

2. ЦАМО РФ, ф.866 иап, оп.223502, д.3.

3. ВВС России: люди и самолеты.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.