18.03.45 г. Сопровождение штурмовиков

18.03.1945 г. эскадрилья 900-го иап (240-я иад, 1-я ВА, 3-й Белорусский фронт) в составе восьми Як-9 сопровождала восемь Ил-2 в район Першкен. Одно звено истребителей (пары лейтенантов Ф.Г.Ткаченко и Г.М.Пренько) обеспечивало непосредственное сопровождение, другое, которое возглавлял ведущий всей эскадрильи капитан П.Я.Головачев, составляло ударную группу. Когда штурмовики построились в круг и приступили к работе, Головачев увидел восемь Bf-109. Они шли к заливу Фришес-Хафф, но, заметив штурмовиков, развернулись и с полупереворота попарно бросились на «илы».

Атаки первых двух пар Bf-109 звено непосредственного прикрытия отразило своевременно. Увидев это, капитан Головачев ударил по третьей паре и с дистанции 50 метров поджег «мессершмитт». Оставляя шлейф дыма, тот врезался в землю. Между тем первая пара Bf-109 повторила атаку, но уже не по штурмовикам. Их целью стал лейтенант Ткаченко, который, отразив первый наскок «мессеров», ненадолго потерял их из виду. Эта невнимательность тут же обернулась бедой — самолет лейтенанта был подбит. Спас товарища лейтенант Г.М.Пренько: на лобовой атаке он поджег Bf-109, который намеревался добить самолет Ткаченко. Потеряв две машины, немцы вышли из боя.

 

В тот же день в районе Бладиау восьмерка Як-3 86-го гв. иап (240-я иад) вела бой, прикрывая дюжину «ильюшиных». Началось с того, что ведущий группы майор П.К.Лобас заметил два Bf-109, которые, прикрываясь дымкой, заходили со стороны моря с явным намерением атаковать «илы». Пара Лобаса отбилась от них. «Мессеры» отвернули и пошли в сторону моря. Было похоже на то, что немецкие летчики смирились с неудачей. Других самолетов противника поблизости не было видно, и ведомый П.К.Лобаса лейтенант Н.И.Тёпин атаковал уходящие Bf-109. Вслед за ними Тёпин вошел в дымку, потерял ведущего и был внезапно атакован четырьмя Fw-190. Чудом выйдя из-под удара, лейтенант понял, что те два «мессера» неслучайно так спокойно и как бы неосмотрительно уходили: они, конечно, знали, что будут прикрыты сверху «фоккерами».

Уходя от атакующих его Fw-190, Тёпин, который чуть было не попался в ловушку, круто спикировал и оказался в хвосте у одного из «мессершмиттов». Он открыл огонь с короткой дистанции, но проследить за результатом стрельбы не смог: мешала дымка, и надо было поспешить назад — в погоне он довольно далеко оторвался от группы.

Тем временем над целью, которую обрабатывали Ил-2, события развивались своим чередом. Огнем зенитной артиллерии был подбит самолет майора П.К.Лобаса. Он передал командование группой своему заместителю и стал уходить на восток. Когда майор находился уже над территорией, занятой нашими войсками, в его машину попал еще один зенитный снаряд. Мотор «яка» загорелся, и П.К.Лобас покинул машину. Лейтенант Тёпин вернулся в тот момент, когда над ведущим раскрылся купол парашюта. Он прикрывал командира до самого его приземления.

Заместитель майора Лобаса ст. лейтенант С.П.Борейко в это время отбивал атаку двух «мессеров», которые, как и первая пара, подошли со стороны моря на малой высоте и намеревались ударить по Ил-2 снизу. Когда эта попытка была пресечена, лейтенант И.К.Ткачук на преследовании вскоре тремя очередями сбил один Bf-109. Тот упал в залив, лед проломился, и машина затонула. После этого немцы прекратили попытки атаковать. Ил-2, закончив работу, вернулись на свой аэродром.

 

Источники информации:

1. Зимин Г. В. Истребители. — М.: Воениздат, 1988.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.