08.04.45 г. Ночная посадка дневного полка

Вечером 08.04.1945 г. за полчаса до наступления темноты бомбардировщики 18-й ВА подверглись атакам со стороны вражеских истребителей в районе Кенигсберга. Командующий 1-й ВА генерал-полковник авиации Т.Т.Хрюкин приказал командиру 240-й иад полковнику Г.В.Зимину немедленно поднять полк на самолетах Як-3 и обеспечить действия дальней авиации. Опыта ночных полетов и посадок у летчиков дивизии нет, что аэродромы истребителей не были оборудованы для ночных действий. Учитывая это, Т.Т.Хрюкин сказал Г.В.Зимину, что после выполнения задания тем летчикам, которые в темноте не смогут произвести посадку, следует прыгать, используя парашюты.

Для выполнения задания был поднят 86-й гв. иап. До подхода полка восьмерка советских истребителей уже вела бой с численно превосходящим противником. Немцы дрались упорно, и положение советских авиаторов было нелегким. Но когда появились гвардейцы 86-го, ситуация сразу изменилась. Враг стал оттягиваться поближе к своей территории и постепенно выходить из боя. В то же время 456 бомбардировщиков 18-й ВА нанесли мощный удар, не понеся никаких потерь от вражеских истребителей.

Тем временем командир дивизии выехал на аэродром этого полка, который располагался рядом с населенным пунктом Шиппенбайль — юго-восточнее Кенигсберга, для принятия мер для обеспечения посадки летчиков. Зимин собрал инженерно-технический состав и распорядился немедленно организовать костры из ветоши вдоль металлической взлетно-посадочной полосы на расстоянии не более пятидесяти шагов один от другого. Каждой эскадрилье отводился участок длиной в четыреста метров. Объявил готовность 30 минут. У каждого костра наготове должен быть человек. В двух концах летной полосы должны были разместиться два тягача на случай расчистки полосы при аварийных посадках. Командир БАО должен был пригнать в район СКП пять автомашин с дальним светом, которые можно было бы использовать вместо посадочных прожекторов. Инженеру полка И.И.Алещенко было поручено организовать и проконтролировать всю эту работу. К моменту возвращения первых экипажей ночной старт был почти готов, но на то, чтобы его проверить, времени уже не осталось.

С разрешения находившегося в воздухе командира 86-го гв. иап подполковника В.А.Чистякова командиры эскадрилий первыми отправили на посадку молодых пилотов. Когда над аэродромом появились первые машины, Зимин запросил по радио об остатке горючего у экипажей и определил очередность посадки. По команде командира дивизии стартовая команда зажгла костры, были включены фары автомобилей. Импровизированный ночной старт заработал. Полковник Зимин непосредственно по радио управлял посадкой каждого летчика: «Подтяни! — командовал я по радио. — Ниже! Еще ниже! Высоко! Поддержи. Убирай газ!» И так далее с каждым летчиком. Через минуту от напряжения у меня пересохло в горле. Естественно, были почти аварийные ситуации, и мне в считанные мгновенья надо было сориентировать летчика, чтобы это «почти» не обернулось катастрофой. Особенно часто допускалось высокое выравнивание — это было объяснимо: летчик земли почти не видел. Перелеты, недолеты... У двух последних истребителей двигатели заглохли на пробеге.

Полк выполнил боевую задачу и в сложных условиях в полном составе произвел посадку, сохранив все машины.

 

Источники информации:

1. Зимин Г. В. Истребители. — М.: Воениздат, 1988.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.