27.02.44 г. Массированный налет на аэродром

На 01.03.44 г. намечались активные действия 2-го Прибалтийского фронта на идрицком направлении. Особое беспокойство командования вызывал идрицкий аэроузел, который следовало нейтрализовать до начала наступления силами 15 ВА.

По указанию штаба воздушной армии усилили боевую работу экипажи 99 горап. Они взяли под наблюдение идрицкий аэродром и подступы к нему, установили численность бомбардировщиков и истребителей, взлетающих оттуда, количество зенитных батарей и их расположение, сфотографировали стоянки. На аэродроме базировались разведчики из 1.(H)/Aufkl.Gr.31 (Fw-189A), NAGr.5 (Bf-109G), пикирующие бомбардировщики из NSGr.1 (Ju-87), и часть истребителей из II./JG5 (Bf-109G). Всего не менее 90 самолетов, преимущественно Ju-87. Он прикрываелся десятком зенитных батарей, взаимодействующих с зенитной артиллерией железнодорожной станции и поселка.

Для проведения налета были выделены 11 сак, 225 шад и 315 иад.

Удар по аэродрому Идрица нанесен двумя эшелонами в период 13.40-14.00 27.02.44 г. Были избраны маршруты вдали от линейных ориентиров и крупных населенных пунктов через лесные массивы и озера.

Первый эшелон из 6 Ил-2 (ведущий - штурман 658 шап ст. лейтенант А.Ф.Царюк) в сопровождении 12 Як-9 (ведущий - командир аэ 293 иап капитан С.И.Сафронов) подходил к аэродрому Идрица с юго-запада на бреющем полете и атаку начал с высоты 70 метров; для маскировки и внезапности удара использовал солнце, лес и уход от цели за лесистый холм. Строй штурмовиков - шестерка развернутым фронтом.

Второй эшелон из 12 Ил-2 (ведущий - командир аэ 810 шап ст. лейтенант В.И.Козловский) в сопровождении 10 Як-7 и 12 Ла-5 (ведущий командир 832 иап майор В.А.Соколов) подошел к аэродрому Идрица с севера на высоте 1200 метров. После резкого разворота влево на цель с потерей высоты и противозенитного маневра начал бомбометание с высоты 400 метров. Строй шестерок штурмовиков в правом пеленге.

В обоих эшелонах каждый экипаж для бомбометания и стрельбы самостоятельно избирал цель, не теряя своего места в общем боевом порядке. Зенитный огонь подавлялся выделенными экипажами в направлении подхода штурмовиков.

Истребители прикрывали действия штурмовиков в боевом порядке круг пар над аэродромом на высоте от 1000 до 2000 метров в три яруса. Патруль из шести истребителей противника был связан летчиками прикрытия и не мог оказать противодействия штурмовикам. Зенитная артиллерия аэродрома открыла огонь, когда ударная группа уже удалялась, поэтому она потерь не имела. Старший лейтенант А.Ф.Царюк в паре с лейтенантом В.И.Лемешко сбили взлетевший Ju-87.

Второй эшелон "Илов" был встречен сильным зенитным огнем. С аэродрома успели взлететь четыре истребителя противника. К ним вскоре присоединились еще 8-10 истребителей. Произошел воздушный бой, в котором было сбито несколько немецких самолетов. Имелись потери и с советской стороны.

В результате удара на аэродроме Идрица было уничтожено и разрушено 32 самолета, из них 21 Ju-87. В 14.30 контрольная разведка отметила на аэродроме и в ближайших районах до 50 очагов пожаров.

Характерно, что до 13.00 27.02.44 г. над советскими войсками отмечалось 82 самолето-пролета противника. После этого времени, хотя погода значительно улучшилась, над передним краем не появлялся ни один немецкий бомбардировщик или разведчик.

Результаты налета обеспечили нормальное окончание перегруппировки 10-й гвардейской и 3-й ударной армий 2-го Прибалтийского фронта.

 

Источники информации:

1. Чечельницкий Г.А. Летчики на войне. — М.: Воениздат, 1974.

2. Michael Holm. The Luftwaffe, 1933-45.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.