16.01.43 г. "Мессер" в боевом порядке Пе-2

16.01.1943 г. 202-й бап (263-я бад, 1-й бак, 3-я ВА, Калининский фронт) получил боевую задачу на бомбардирование войск и техники противника в районе деревни Борщанка. Погода в этот день стояла ясная, безоблачная. Для выполнения боевой задачи в 9.00 взлетело две эскадрильи. Первую эскадрилью возглавил командир полка С.П.Сенников, а вторую командир эскадрильи капитан Е.А.Коняев. На маршруте полета к цели произошла встреча с пятеркой Як-7, взлетевшей с аэродрома Лютнино для прикрытия бомбардировщиков.

При подходе к линии фронта на высоте около 1800 метров между двумя эскадрильями, выполнявшими полет в "колонне девяток", с дистанцией около 350 метров внезапно появился истребитель Bf-109, видимо выполнявший полет ниже бомбардировщиков и стремительным набором высоты оказался внутри боевого порядка полка. Не проявляя активности, Bf-109 продолжал полет. Противодействия ему не могли оказать ни первая, ни вторая эскадрильи, так как могли поразить свои самолеты. Летчик истребителя все это понимал и спокойно выполнял полет, выискивая для себя цель. В то время, когда все ждали "какого-то чуда", истребитель неожиданно сделал ловкий разворот влево и открыл огонь по самому крайнему самолету левого звена 1-й эскадрильи. Им оказался Пе-2 мл. лейтенанта Н.И.Гапеёнка. С такой же ловкостью ушел Bf-109 со снижением под боевой порядок бомбардировщиков. Хотя стрелок-радист П.Г.Нолегач и штурман А.А.Погорелый успели по одной очереди открыть огонь по Bf-109, это не спасло. Атакованный самолет задымил, появилось пламя на правом моторе, прекратилась внутренняя связь в экипаже, штурман оказался раненым, но вида не подавал.

В этой обстановке Гапеёнок выключил правый мотор и глубоким скольжением до малой высоты сбил пламя, но поврежденный мотор дымил. Самолет был управляем, и летчику удалось долететь до ближайшего аэродрома базирования штурмовиков Андреаполь. На планировании шасси не выпустились. Вместо того чтобы произвести посадку на заснеженном аэродроме на фюзеляж, летчик пошел на второй круг на одном моторе. Самолет с трудом начал набирать скорость, а впереди лес. Все же удалось по прямой набрать высоту чуть выше леса. Затем с левым кругом еще раз зайти на посадку и посадить самолет на фюзеляж. "На этот раз выручил мотор, и лес остался цел, а с ним и я со штурманом. А вот стрелка-радиста в самолете не оказалось."

После того как "Мессершмитт" открыл огонь бомбардировщику, прекратилась связь и горевший самолет начал падать, стрелок-радист П.Г.Нолегач покинул самолет на парашюте. Приземлился среди редкого леса, но на нейтральной полосе и был взят в плен советскими пехотинцами, как чужой, но знающий русский язык. Доставленный на КП "чужой" оказался своим и вскоре вернулся на свой аэродром.

 

Источники информации:

1. Гапеёнок Н. И. Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Книга памяти. — Щелково: МУП «Редакция журнала "Щёлково"», 2002.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.