18.01.43 г. Потеря эскадрильи

18.01.1943 г. 2-я эскадрилья 202 бап (263 бад, 1 бак, 3 ВА, Калининский фронт) капитана Е.А.Коняева в составе девяти самолетов Пе-2 под прикрытием пятерки истребителей Як-7 взлетела для нанесения бомбового удара по резервам противника в районе деревни Лешково. При подходе к району цели оказалось, что он закрыт облаками. Командир эскадрильи решил наносить удар по запасной цели - железнодорожной станции Чернозем.

При подходе к станции в боевом порядке "клин звеньев", истребители прикрытия были связаны боем шестеркой истребителей He-113. Вскоре подошла другая группа в составе шести He-113 и перешла в атаку на девятку Пе-2. Воздушный состоялся в районе озера Большой Иван под г. Невель Псковской области.

В результате воздушного боя было сбито два He-113, один из них истребителями, а другой штурманом Т.М.Шаповаловым.

Из девяти самолетов Пе-2 не вернулись с боевого задания шесть. Их экипажи:

- заместитель командира эскадрильи лейтенант М.В.Орлов, штурман лейтенант П.Г.Слободян, стрелок-радист сержант С.И.Филончик. Самолет Пе-2 лейтенанта Орлова No.6/115 обнаружен и идентифицирован на глубине 6 м в озере Большой Иван. Со слов местных жителей штурман и стрелок выпрыгнули из самолета и были взяты в плен, а летчик упал в озеро вместе с самолетом. Исследование обломков и подъем планируется зимой 2010 г с поверхности льда;

- пилот ст. сержант П.А.Теплищев, штурман ст. сержант А.И.Головлев, стрелок-радист сержант С.Е.Вилков;

- пилот лейтенант Б.С.Кардапольцев, штурман мл. лейтенант А.К.Бондаренко, стрелок-радист сержант А.И.Кожбаков. Их самолет Пе-2 No.3/104 хвостовой No.15 упал в озеро Каратай у дер. Сереброво Невельского р-на Псковской области. Летчики покинули горящий самолет с парашютами и приземлились на лед озера Каратай. Один из членов экипажа был мертв. Оставшихся двоих противник попытался взять в плен. Летчики отстреливались, а потом оба застрелились. Видя такую стойкость духа, немцы похоронили летчиков на гражданском кладбище с отданием воинских почестей;

- командир звена лейтенант А.В.Шемякин, штурман звена лейтенант Н.Г.Приходько, стрелок-радист ст. сержант В.Ф.Павлов;

- пилот ст. сержант А.П.Созинов, штурман лейтенант Т.М.Шаповалов, стрелок-радист сержант В.К.Калиниченко. Их самолет Пе-2 No. 19/104 хвостовой No.18 упал в болото у дер. Сеньково южнее оз Большой Иван. По рассказам жителей д. Сеньково, один из летчиков приземлился в деревне и ему удалось убежать от немцев. После войны он приезжал на место падения самолета. В 2009 г. из болота с глубины 8 м поднята хвостовая часть самолета. В кабине стрелка останков не обнаружено, кабины штурмана и пилота пока не подняты и не обследованы;

- пилот ст. сержант В.В.Чиров, штурман мл. лейтенант В.Т.Гаевский, стрелок-радист сержант Ф.И.Михеев.

Это была самая тяжелая потеря для полка. Известно, что два горящих самолета тянулись к своей территории, а о других четырех самолетах известий не поступало. Ни один из сбитых самолетов, ни один из членов экипажей, погибших на Калининском фронте при выполнении данного задания, не был найден живым или мертвым, все пропали бесследно.

 

Источники информации:

1. Гапеёнок Н. И. Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Книга памяти. — Щелково: МУП «Редакция журнала "Щёлково"», 2002.

2. Данные Михаила Романова. Поисковая группа ''Авиатор'', поисковый отряд ''Рубеж'', ''Музей Боевой Славы'' Псковской области.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.