10.08.43 г. Успешная атака на караван

Вечером 10.08.1943 г. экипажи 5 гмтап ВМФ и 36 мтап ВМФ (1 мтад ВМФ) поднялись в воздух из Геленджика для атаки обнаруженного вражеского конвоя. Всего для выполнения боевой задачи были направлены шесть торпедоносцев Ил-4 из 5 гмтап и три бомбардировщика "Бостон" из 36 мтап, однако из-за неполадок по одному самолету из каждой группы было вынуждено вернуться обратно.

По замыслу командования торпедоносцы должны были нанести удар двумя звеньями одновременно с бомбардировщиками. На практике получилось иначе.

Первыми атаковали лишь два торпедоносца из первого звена - ведущего капитана В.И.Федорова и ведомого капитана В.Е.Аристова. И если сброшенная с довольно большой дистанции торпеда Федорова прошла перед целью, то стрелявший с дистанции не более 800 м Аристов добился попадания в машинное отделение немецкого парохода "Бо Федерсен" (6689 брт; бывший советский "Харьков", потопленный немецкой авиацией в Николаеве в 1941 г., но поднятый и введенный в строй). Однако отважному пилоту и его экипажу, в котором был также зам. командира полка по политчасти майор А.Е.Забежанский, не повезло: уже в следующую минуту он был сбит прямым попаданием 102-мм снаряда с румынской канлодки "Гикулеску".

Почти сразу же вслед за первым звеном атаковали торпедоносцы ст. лейтенанта Н.И.Карбузанова и мл. лейтенанта С.М.Самущенко. При сближении с целью им досталось меньше, но противозенитный маневр первого звена помешал им выйти в атаку. По-видимому, Самущенко освободился от торпеды с большой дистанции, а Карбузанов был вынужден выйти в атаку повторно, уже после того, как он пролетел над конвоем. В последний момент капитан "Бо Федерсена" попытался уклониться от торпеды, переложив руль круто на левый борт. Но сброшенная с небольшой дистанции торпеда попала в угольный бункер со стороны правого борта (предыдущая торпеда попала в левый).

К сожалению, в ходе длительного маневрирования "Ильюшин" Карбузанова получил многочисленные попадания снарядов малокалиберной артиллерии, в результате чего вышел из строя один из моторов. До базы летчик не дотянул - сел в море. Поиски экипажа: командир звена ст. лейтенант Н.И.Карбузанов, штурман звена капитан Г.И.Шеваренков, стрелок-радист мл. сержант В.А.Метелев, воздушный стрелок мл. сержант Д.П.Сопов - результата не дали.

В 20:30, спустя восемь минут после атаки бомбардировщиков, поврежденное судно с высоты 1500 м пробомбила пара "Бостонов". По немецким данным, разрывы 16 ФАБ-100 легли настолько близко к правому борту, что вызвали дополнительное затопления шестого трюма.

Последним, в 20:43, свою торпеду сбросил отставший от общей группы Ил-4 ст. лейтенанта В.К.Скробова. Хотя он и наблюдал после атаки столб дыма, успеха ему добиться не удалось, как и находившейся в районе боя субмарине "Д-4", которая произвела четырехторпедный залп по конвою в 20:19.

Но и без этого судьба "Бо Федерсена" оказалась предрешена. Предпринятая немецким командованием спасательная операция успехом не увенчалась - утром 11 августа пароход затонул.

 

Источники информации:

1. Морозов М. Торпедоносцы Ильюшина над Черным морем. - История Авиации, 2003, No. 2.

2. Минаков В. И. Командиры крылатых линкоров. — М.: ДОСААФ, 1981.

3. Данные Ярослава Ливанского.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.