04.12.43 г. Пикирующий удар по ж.д. узлу Знаменка

04.12.1943 г. 81 гбап (1 гбад, 1 бак, 5 ВА, 2-й Украинский фронт) получил боевую задачу на нанесение пикирующего удара эскадрильей снайперов-пикировщиков гв. капитана П.Я.Гусенко под прикрытием двух пар истребителей с аэродрома Кобеляки по железнодорожному узлу Знаменка с целью уничтожения скопления эшелонов и прекращения движения на длительное время.

Пикирующий удар по железнодорожному узлу Знаменка было решено нанести составом эскадрильи в период 13.20-13.30 с одного захода на цель. Пикирование выполнить под углом 60° с высоты 3000-3500 метров в боевом порядке "клин звеньев". Основными целями избрать эшелоны на железнодорожных путях и входные западные стрелки. Бомбометание проводить по сигналу ведущего каждого звена. Заход на цель совершить с южной солнечной стороны территории противника. Маршруты проложить в направлении Кировограда до пункта Аджимка с последующим правым разворотом, выйти на Знаменку, выполнить боевую задачу и уйти со снижением по прямой для выхода на свою территорию.

В расчетное время после подготовки все 9 экипажей эскадрильи произвели взлет и взяли курс на аэродром истребителей Кобеляки. Погода по маршруту в этот день была благоприятной. Облачность не превышала трех-пяти баллов при видимости в дымке около двух-трех километров. Встреча с истребителями произошла над их аэродромом. Взлетело две пары истребителей Ла-5. Дальнейший полет выполнялся на высоте около 3200 метров. Пройдя восточное Знаменки, командир эскадрильи вывел группу на железнодорожный узел с солнечной стороны при высоте 3000 метров. Такое направление захода на цель было предусмотрено на основании точного знания расположения зенитных средств противника в районе Знаменки, выявленных утром этого же дня разведчиком 81 гбап гв. лейтенантом С.М.Лискиным.

Внезапное появление бомбардировщиков над Знаменкой не вызвало ожидаемого огня зенитной артиллерии, который мог бы помешать прицеливанию. Прицеливание выполняли ведущие звеньев, а ведомые все внимание сосредоточили на выдерживании боевого курса в составе звено и наблюдении за воздушной обстановкой, так как бомбометание выполняли по ведущему звена.

Эскадрилья вошла в пикирование с высоты 3000 метров, вывод был осуществлен на высоте 1500 метров. В книге "Пикирующий удар" И.С. Полбин писал: "Первое звено - командир гвардии старший лейтенант Гапеёнок - нанесло удар по выходным стрелкам и горловинам путей, идущих на запад и юго-запад. Второе звено - командир гвардии лейтенант Смирнов - ударило по эшелонам, складам и путям. Третье звено - командир гвардии лейтенант Бондаренко - атаковало входные западные пути и составы с материальными ценностями, приготовленными к отправке в тыл противника. Почти одновременно с бомбовым ударом произошел взрыв громадной силы, которого не приходилось наблюдать даже таким опытным бомбардировщикам, как летчики группы Гусенко. Пламя пожара и густые столбы дыма охватили всю территорию узла. Узел оказался закупоренным со всех сторон. Служащие и охрана сбежали, так как непрерывные взрывы уничтожали один за другим склады, подвижной состав и здания. После освобождения Знаменки, по самым скромным подсчетам, произведенным на основании опроса местных жителей и служащих узла, мы установили, что было уничтожено до 50 пульмановских вагонов с артиллерийскими снарядами, три паровоза, 20 цистерн с горючим для автотранспорта, разрушена железнодорожная рамка и горловины путей, сожжено несколько штабелей угля и лесоматериалов. Кроме того, была уничтожена вместе с прислугой батарея МЗА. В течение суток немцы хоронили своих солдат и офицеров, трупы которых были разбросаны по всей территории узла.

Об этом ударе можно сказать кратко - все бомбы в цель! Ни одна из них не упала впустую. Огромное значение сыграла здесь и штурмовка. Значение и эффективность штурмовки бортовым оружием настолько велики, что их трудно переоценить, в особенности при атаках железнодорожных узлов, станций и составов на перегонах. Максимально использовать всю огневую мощь бортового оружия - воинский долг, святая обязанность экипажа пикировщика".

Через несколько дней после описанного удара разведчик донес, что противник начал интенсивные работы по восстановлению узла. По данным фотопланшета разведчика и наблюдений экипажа было установлено, что противник пытается в первую очередь восстановить горловины путей. С этим фотопланшетом Гусенко ознакомил весь летный состав группы и поставил задачи звеньям на два захода. Предстояло завершить начатое дело и нанести повторный удар. В первом заходе группа обрушила удары на те места, где велись восстановительные работы, а во втором бомбометание и штурмовка были направлены на уцелевшие пути, подвижный состав и важные станционные сооружения. Дешифрированием фотоснимков, а после занятия станции - по показаниями местных жителей было установлено, что пикировщики уничтожили 10 вагонов с артснарядоми, разбили стрелочный пост, вагонное депо, сортировочную рамку, восточную горловину путей и разрушили в шести местах железнодорожное полотно. Бомбометанием и штурмовкой уничтожено более 150 солдат. Все восстановительные работы были сорваны, и немцы не делали попыток их продолжить.

Через несколько дней после этих ударов мы с удовлетворением узнали в сводке Совинформбюро, что наши войска, заняв железнодорожный узел Знаменка, захватили много трофеев, боеприпасов, техники, вооружения, подвижного состава. Это были реальные плоды умелой работы гвардейцев пикировщиков эскадрильи Гусенко.

 

Источники информации:

1. Гапеёнок Н. И. Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Книга памяти. — Щелково: МУП «Редакция журнала "Щёлково"», 2002.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.