07.08.41 г. Перехват одиночного бомбардировщика

07.08.1941 г. в 17.10, получив сообщение с КП аэродрома Тулы о полете к городу со стороны Сухиничей на большой высоте неопознанного самолета, заместитель командира 124 иап (6 иак ПВО) капитан Н.Я.Круглов на МиГ-3 вылетел на перехват. Он набрал 7000 м и патрулировал около Мясково. В 17.30 на высоте 8000 м заметил следы конденсирования выхлопных паров. В это время по радио передали: "Противник - выше". Но Круглов никого там не обнаружил.

Спустя некоторое время летчик все же заметил приближающуюся точку выше по курсу истребителя на 200-300 м. Точка быстро росла в размерах и с дистанции 3000-4000 м Круглов опознал вражеский самолет. С расстояния 300-500 м он перешел в лобовую атаку, выпустив две очереди с кабрирования и на наборе высоты. Затем МиГ-3 свалился на левое крыло и прошел на 100-150 м от противника. Вероятно, немцы не заметили истребитель, поскольку экипаж ответной стрельбы не вел.

Капитан Круглов вывел самолет в горизонтальный полет, набрал высоту и повторил атаку снизу-справа. Две длинные очереди поразили правый мотор самолета противника, который задымил. Нижний стрелок открыл ответный огонь. Круглов начал энергично маневрировать, смог выпустить по врагу еще две очереди с 200-300 м. Противник пытался уйти в грозовое облако. Тогда советский летчик решил добить неприятеля с близкой дистанции; после двух коротких очередей он подбил и второй мотор.

Несмотря на это вражеский самолет скрылся в облаке. Попытки обнаружить его не удались. Круглов снизился до 2000 м и здесь не нашел противника. Тогда он восстановил ориентировку и благополучно сел на тульском аэродроме.

При осмотре МиГ-3 обнаружена одна пулевая пробоина. При стрельбе патроны калибра 7,62 мм израсходованы полностью, а патроны калибра 12,7 мм - на 70%. В правом пулемете ШКАС при последних выстрелах оборвалась синхронная тяга.

После сообщения из местных органов НКВД о приземлении подбитого вражеского самолета около Малоярославца и задержании членов экипажа, капитана Н.Я.Круглова наградили орденом Красного Знамени.

Из анализа германских документов следует, что сбит Do-215B зав. No. 0068 из 1-го отряда разведчиков Верховного главнокомандования люфтваффе. Его курс был проложен от Брянска к Калуге, а затем он должен был вернуться через Рославль. Но экипаж уклонился от маршрута на восток и был перехвачен. Четверо авиаторов во главе со штурманом лейтенантом Й.Бабиком попали в плен.

 

Источники информации:

1. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. — М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.