20.09.44 г. Удар по ж.д. станции Прешов

20.09.1944 г. воздушной разведкой было установлено большое скопление эшелонов с войсками и техникой на железнодорожной станции Прешов, через которую шли войска и техника противника. Станция прикрывалась шестью батареями зенитной артиллерии. В районе города Прешов и железнодорожной станции отмечалось барражирование истребителей.

В этот день в 14.30 командир 1-й гв. бад (2-й гв. бак, 2-я ВА, 1-й Украинский фронт) Ф.И.Добыш на аэродроме Залесе, что в районе Жешув, лично поставил командиру эскадрильи 81-го гв. бап гв. капитану П.Я.Гусенко в присутствии командира полка В.Я.Гаврилова и летного состава боевую задачу всем составом эскадрильи под прикрытием 8 истребителей Як-7 нанести пикирующий удар по железнодорожной станции Прешов и уничтожить на ней эшелоны с войсками и техникой противника. Учитывая важность боевой задачи, командир полка предложил вместо штурмана гв. капитана С.Г.Яшина взять ст. штурмана полка гв. майора Г.И.Габуния.

Командир эскадрильи Гусенко решил боевую задачу выполнить с пикирования под углом 60° с применением "вертушки". Высота ввода в пикирование 2500 метров, высота вывода - 1600 метров. При подготовке к полету основное внимание было уделено выполнению маневра в районе цели, подавлению зенитных средств, ведущих огонь по бомбардировщикам, взаимодействию с истребителями сопровождения и организации ухода от цели.

В 15.00 эскадрилья произвела взлет и в боевом порядке "клин звеньев" в сопровождении истребителей взяла курс на цель. Через 34 минуты началось перестроение самолетов в правый пеленг. При подходе каждого самолета к началу боевого пути экипажи отчетливо видели станцию и эшелоны на ней. В воздухе на высоте 2500 метров было спокойно. Появление бомбардировщиков оказалось для противника неожиданным, и первые разрывы снарядов зенитной артиллерии появились после сбрасывания бомб с ведущего самолета.

Первым перешел в пикирование с высоты 2500 метров командир эскадрильи, за ним через считанные секунды на дистанции 400 метров переходили в пикирование ведомые самолеты. При этом каждый экипаж выбирал себе точку прицеливания, сбрасывал по одной бомбе ФАБ-250 и стремительно набирал высоту для последующего захода.

С началом пикирования ведущего перешла в пикирование пара истребителей Як-7, чтобы прикрывать бомбардировщики на высоте выхода из пикирования. Все другие пары истребителей барражировали на высоте ввода в пикирование в готовности отразить атаки истребителей противника.

Над станцией, покрывшейся клубами дыма от пожаров и взрывов бомб, замкнулся круг из девяти самолетов Пе-2. К этому времени зенитная артиллерия уже открыла ураганный огонь. Если в первом заходе все экипажи бросили бомбы на скопление эшелонов, то в последующих заходах экипажи выбирали самостоятельно цели и наносили удары по горловинам путей, складам, батареям зенитной артиллерии, Вместе с бомбометанием все экипажи стремились эффективно использовать для штурмовки на выводе из пикирования пулеметы, особенно отличались в этом воздушные стрелки-радисты.

К последнему, четвертому заходу на цель вся станция оказалась в дыму и огне пожаров. Весьма трудно было каждому экипажу определить цель, и поэтому бомбы сбрасывали по центру станции.

Выполнив последний заход, экипажи быстро заняли свои места в боевом порядке эскадрильи "клин звеньев" и вместе с истребителями прикрытия взяли курс на свой аэродром. Казалось, что теперь все беспокойства остались позади. Погода была ясная, видимость прекрасная, боевая задача выполнена, и эскадрилья в своем обычном боевом порядке с небольшим снижением приближалась к линии фронта. Здесь эскадрилья подверглась массированному обстрелу зенитной артиллерии. Загорелся Пе-2 Гусенко. Объятый пламенем самолет командира эскадрильи резко наклонился влево и пошел к земле, а за ним тянулось пламя. По радио экипажи услышали голос командира и воздушного стрелка-радиста: "Идем на таран, прощайте, погибаем за Родину, но не сдаемся...". Самолет, по наблюдению многих экипажей, упал на территории противника в районе скопления войск и техники и взорвался.

Командование эскадрильей принял заместитель командира эскадрильи гв. ст. лейтенант Н.И.Гапеёнок. Впереди была сплошная завеса огня зенитной артиллерии, поэтому пришлось повернуть вправо и пройти вдоль линии фронта. Зенитная артиллерия прекратила огонь. Однако при попытках развернуться к линии фронта противник вновь и вновь открывал сильный заградительный огонь. И только пройдя около 15-20 километров на юг, удалось спокойно пересечь линию фронта и возвратиться на аэродром.

Так трагично закончился этот боевой вылет. Противнику был нанесен большой урон, но невосполнимой оказалась утрата экипажа отважных летчиков - командира эскадрильи снайперов-пикировщиков Героя Советского Союза гв. капитана П.Я.Гусенко, ст. штурмана полка гв. майора Г.И.Габуния, одного из лучших штурманов соединения, и воздушного стрелка-радиста гв. старшины А.С.Рыбчинского.

Тщательное изучение этого боевого вылета показало, что несмотря на высокое мастерство летного состава, при котором достигались высокие результаты их боевых действий, не были учтены все факторы боевой обстановки. В данном боевом вылете перелет линии фронта к цели и обратно выполнялся на одном и том же участке. Пролет линии фронта к цели без противодействия зенитной артиллерии усыпил бдительность командира, а пролет на обратном маршруте без маневра, с постоянной скоростью и со снижением облегчил действия зенитчиков противника.

 

Источники информации:

1. Гапеёнок Н. И. Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Книга памяти. — Щелково: МУП «Редакция журнала "Щёлково"», 2002.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.