28.05.42 г. Бой МБР-2 с He-111

Утром 28.05.1942 г. два гидросамолета МБР-2 82-й омраэ ЧФ вылетели на задание. Экипаж ведущего самолета обнаружил идущий встречным курсом He-111. На ведомом самолете был необстрелянный экипаж, еще не участвовавший в воздушных боях. Чтобы привлечь внимание летчиков, штурман ведущего гидросамолета батальонный комиссар В.М.Сырников дал короткую очередь в сторону "Хейнкеля". На ведомом заметили противника и изготовились к бою.

Подойдя ближе, He-111 лег на боевой курс, пытаясь напасть на ведомого. Но ведомый гидросамолет ловким маневром вышел из-под огня. Экипаж ведущего МБР-2 принял решение начать дуэль с бомбардировщиком и дать уйти ведомому экипажу. Летчик Кумейко резко развернулся над поверхностью моря и пошел в лобовую атаку. Стрелок-радист успел передать перед атакой радиограмму о воздушном бое. Сырников открыл огонь навстречу противнику. "Хейнкель" не выдержал и ушел в сторону.

Сорок пять минут продолжался поединок между летающей лодкой, вооруженной двумя пулеметами ШКАС, и бомбардировщиком, оснащенным пушками, обладающим двойным преимуществом в скорости. Опытный летчик Кумейко почти вплотную прижался к воде и ходил кругами, чтобы не дать противнику зайти себе в хвост. Немецкий экипаж боялся спускаться ниже: психология у него сухопутная. Летчики ведомого экипажа прекрасно поняли, что Сырников и Кумейко прикрыли их собой от гибели, и не вышли из боя.

"Хейнкель" изменил тактику - теперь он старался бить из пушек короткими очередями с дальних дистанций, а летающая лодка Кумейко все время заходила ему в лоб. Но все же очередь сразила стрелка-радиста, а затем и летчика со штурманом. Экипаж ведомого МБР-2 видел, как поник в турели убитый комиссар, как беспомощно опустилась голова Кумейко. Последняя ответная очередь понеслась к немецкому бомбардировщику. Это комиссар, умирая, сжал пальцами спуск. Пулемет комиссара еще стрелял, когда самолет беспомощно завалился на крыло и упал в море.

Тогда младший лейтенант Турапин, пилот ведомого МБР-2, повел свой самолет в лобовую атаку. Тяжело ранило молодого штурмана Чуенко, но он, позабыв о боли, продолжал стрелять. Одной из очередей ему удалось сразить немецкого штурмана. "Хейнкель" отвалил в сторону, но вскоре снова пошел в атаку. Когда самолеты сблизились, Турапин развернул свой МБР-2 так, чтобы стрелок и штурман могли стрелять одновременно, и трассы ШКАСов достигли цели. Немецкий самолет задымился и врезался в воду.

Подбитая машина Турапина с тяжелораненым штурманом благополучно долетела до своего аэродрома.

 

Источники информации:

1. Комиссары на линии огня. 1941-1945. В небе. - М.: Политиздат, 1985.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.