13.03.43 г. Воздушный бой

13.03.1943 г. летчики 287-го иап (269-я иад, 2-я ВА, Воронежский фронт) под командованием А.П.Солтысова вылетели на сопровождение группы штурмовиков Ил-2 в район Дергачей, северо-западнее Харькова. Поднявшись в воздух с полевого аэродрома близ Волчанска, четверка истребителей вскоре встретилась с «илами». Но не успели еще они отойти от Волчанска, как в небе показались «мессершмитты». Их было две пары.

Пара И.С.Кравцова осталась со штурмовиками, а Солтысов с ведомым пошел на немецкие истребители. Неожиданно появилась еще одна четверка «мессершмиттов». Кравцов решительно атаковал их. Немецкие летчики не ожидали дерзкой атаки русских в глубоком тылу противника и на какое-то время растерялись. На это и был расчет ст. лейтенанта, этого оказалось достаточно, чтобы первая же очередь оказалась последней для ведомого второй пары врага.

В пылу схватки, однако, ни Кравцов, ни его ведомый, летчик Михайлов, но заметили, как кто-то из немецких истребителей атаковал их — послышался треск приборной доски в кабине самолета Кравцова. Она оказалась полностью изрешечена. Убедившись в исправности рулей управления, ведущий группы продолжал бой с противником, отвлекая его от работающих над целью штурмовиков. Вскоре «мессершмитты» начали пассивничать, а немного погодя и вовсе прекратили схватку. «Илы» к этому времени уже выполнили задание.

Взяв курс на восток, группы шли в обычном боевом порядке: сопровождавшие истребители взяли превышение над штурмовиками и, оттянувшись назад, осматривали воздушное пространство.

Кравцов держался справа от «илов», его ведомый — слева. Не доходя до реки Северский Донец, Михайлов почти вплотную приблизился к своему командиру и жестами пытался что-то объяснять ему. На машине мл. лейтенанта была повреждена рация. Он еще некоторое время продолжал лететь рядом с Кравцовым. Затем немного отстал и, неожиданно перевернувшись на спину, в беспорядочном падении столкнулся с землей.

По какой причине погиб летчик, осталось неизвестным. Вероятнее всего, тяги рулей управления были повреждены и в процессе полета перетерлись до конца.

Только Кравцов сделал несколько кругов над обломками машины и убедился, что в этой катастрофе летчик не уцелел, вдруг у самого на самолете мгновенно обрезался мотор. Под истребителем мелькнула заснеженная и относительно ровная площадка. Кравцов выпустил шасси. Приземление прошло благополучно. Однако, пробежав около сотни метров, машина резко поднялась на нос. К счастью, капот был неполный и летчик не пострадал.

 

Источники информации:

1. Прачик И. А. Фронтовое небо. — М.: Воениздат, 1984.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.