16.09.41 г. Воздушные бои

16.09.1941 г. 6 МиГ-3 и 3 ЛаГГ-3 из 5 иап (61 иабр, КБФ) в течение дня прикрывали войска в районе Володарская — Урицк — Средняя Рогатка — Пулково.

07:24-08:20. Три МиГ-3, один Як-1 и один ЛаГГ-3 (Мясников, Никитин, Руденко, Ткачев и Халдеев) вылетали на патрулирование. В районе барража увидели, что со стороны Павловска на большой высоте идут к фронту Ju-88 и атаковали их. Увидев истребителей, «юнкерсы» сразу повернули обратно. В это же время советские летчики были атакованы группой из 18-ти Bf-109. Они образовали круг, тоже сделали и немцы, но из 16-ти самолетов. Два Bf-109 атаковали Никитина, Ткачева и Руденко. Мясников с Халдеевым поспешили на выручку и подбили один Bf-109, который висел на хвосте у Руденко. Самолет противника вошел в штопор в районе Пушкина. Халдеев вел огонь по другому Bf-109, который, увидев гибель напарника, оставил Руденко в покое. Ввиду явного превосходства противника от дальнейшего ведения боя уклонились.

11:55-12:53. Четыре МиГ-3 и три ЛаГГ-3 в провели три боя с группами самолетов противника (до 20-ти Ju-87 и Ju-88 и пять Bf-109). А.Ф.Руденко сбил Ju-88. Ju-87, подбитый истребителями, горящий ушел в направлении Красного Села. Его падения летчики не наблюдали.

Звено Л.С.Копылова в воздушном бою подбило Ju-87. Самолет противника был добит И.А.Каберовым и горящим упал южнее Стрельны.

С.И.Львов и В.Л.Халдеев сбили Ju-87. ЛаГГ-3 Халдеева был поврежден и летчик произвел посадку на Комендантском аэродроме. Самолет требует ремонта, летчик невредим и на У-2 возвратился на свой аэродром. В эскадрилье в этот день потеря - В.П.Широбоков погиб в районе Стрельны.

Два Як-1 и четыре ЛаГГ-3 (летчики Мясников, Львов, Ефимов, Халдеев, Каберов и Костылев) вылетали на прикрытие кораблей в Кронштадте. Сорок Ju-87 под прикрытием двадцати Bf-109 атаковали линкор «Марат». Каберов и Костылев сбили по одному Ju-87. Завязался тяжелый воздушный бой с немецкими истребителями. Ефимов, выручая Каберова, сбил одного Bf-109. Еще два Ju-87 сбито летчиками совместно.

Летчики 12 коаэ (61 иабр) на о. Эзель с утра наносили штурмовые удары по высадившемуся ночью на остров Моон десанту противника. Летчики П.Ф.Гузов, Б.В.Якушев и А.В.Мурашев на И-153 потопили два катера с живой силой. При отражении атаки девяти Bf-109 над островом Моон входе боя осколок разорвавшегося снаряда попал летчику Гузову в ногу. Через некоторое время Гузов был вторично ранен - пуля попала ему в руку, но он продолжал вести бой. Советским летчикам удалось сбить один Bf-109. Три «мессершмитта» покинули район боя, два разошлись в стороны после лобовой атаки балтийца. Остальные на высоте 600 м взяли советский истребитель в «клещи». Увидев группу Ju-88, идущих бомбить передний край обороны, Гузов направил свою «чайку» в хвост вражеского самолета. После тарана у И-153 одно крыло отлетело, мотор загорелся, и самолет, вращаясь, стал падать. Метрах в ста от земли Гузов прямо в кабине выдернул кольцо парашюта, потоком воздуха его вытянуло из самолета и он потерял сознание. При посадке ударился головой о землю. Приземление произошло недалеко от деревушки, занятой немцами. Две эстонские девушки подобрали летчика, надежно спрятали, и, отыскав советскую часть, сообщили о случившемся. Ночью в деревню пришли разведчики и унесли раненого летчика.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.