01.01.42 г. Воздушные бои

01.01.1942 г. три ЛаГГ-3 и один Як-1 (вед. П.П.Мунин) из 5 иап (61 иабр, КБФ) на высоте 2000 м несли охрану перевалочных пунктов. Ведущий решил, чтобы надежнее обеспечить охрану и взаимный просмотр, разойтись парами на одной высоте и в пределах видимости. Одна пара находилась над Кобоной, вторая - разворачивалась над островом Зеленец. Таким образом, пара от пары находилась в девяти - десяти километрах друг от друга. При развороте Мунина и его ведомого П.А.Чепелкина над островом Зеленец в 12:20 неожиданно появившийся одиночный Bf-109 с превышением пошел в атаку на ведущего. Вторая пара (ведущий И.А.Каберов), заметив эту атаку, попыталась отрезать противника, но из-за большой дистанции между парами самолетов поддержки оказать не могла. Чепелкин сделал левый отворот со скольжением. Мунин, заметив атаку, также отвернул влево, но при отвороте сорвался в штопор. Противник, убедившись в безуспешности атаки, горкой вправо пытался занять позицию для повторной атаки. В 12:30 Чепелкин резким доворотом вправо занял выгодную позицию и в момент потери скорости с дистанции 150 м одной длинной очередью сбил самолет противника.

Пять И-16 из 13 иап вылетели на прикрытие трассы. С.Н.Дмитриевский, Е.И.Дмитриев и Д.А.Кириллов пошли в район Кобона - Лаврово, а П.Я.Шишацкий и А.В.Байдраков находились над западным участком. Дмитриевский повел пятерку навстречу появившимся «юнкерсам», которых сопровождали шесть Bf-109. Дмитриевский с ходу ворвался в группу Bf-109, отогнал их и пошел вдогон группе «юнкерсов». В погоне за противником летчик не заметил, как другие Bf-109 зашли ему сзади. Дмитриев и Кириллов отразили четыре атаки на своего ведущего. В 11:35 после первой атаки на высоте 1000 м загорелся самолет Дмитриева. Летчик выбросился на парашюте и под прикрытием Шишацкого приземлился на лед. Кириллов был скован боем с двумя Bf-109. В это время два Bf-109 атаковали Дмитриевского сзади. И-16 вошел в штопор и врезался в лед. Летчик погиб. Самолет Байдракова получил повреждения и вышел из боя.

На помощь Шишацкому и Кириллову взлетели четыре И-16 (Г.Д.Цоколаев - В.Ф.Бакиров, А.И.Агуреев - Куликов). В 11:32 на высоте 2000 м они сверху сзади были атакованы самолетами противника. Агуреев, помогая отбиться Бакирову, попал под прицельную очередь. Истребитель стал почти неуправляем и тут вновь был атакован. От хвостового оперения остались лишь куски перкаля, были перебиты тросы управления и бензобак. Куликов прикрывал Агуреева, уходившего со снижением в сторону аэродрома. На почти неуправляемом самолете летчик дотянул до аэродрома, но развернуться на посадку не смог. Зацепив за макушки деревьев, И-16 упал в густой ельник и загорелся. Агуреев с разбитым лицом успел выбраться из самолета, прежде чем И-16 взорвался. Летчик ранен. На самолете Бакирова пробит руль поворота и стабилизатор.

За день боев в 13-м иап, кроме погибшего Дмитриевского, пять летчиков получили ранения.Три И-16 сгорели и семь сильно повреждены.

Шесть И-153 из 71 иап вступили в бой с 12 самолетами противника. Атаками сверху, используя элемент внезапности, летчикам удалось расстроить боевой порядок бомбардировщиков и заставить их бесприцельно сбросить бомбы. Два бомбардировщика были сбиты. В составе звена летчик И.И.Цапов сбил Bf-109.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.