19.02.42 г. Воздушный бой

19.02.1942 г. 10:30-11:17. Три МиГ-3, четыре ЛаГГ-3 и Як-1 из 3 гиап (61 иабр, КБФ) прикрывали бомбоштурмовые действия Ил-2 в районе оз. Белое — оз. Линево. Ведущий группы сопровождения - подполковник П.В.Кондратьев, он же ведущий в своем звене (ведомые В.Д.Громодвинников и Борисов). С правой стороны «Илы» прикрывало звено на МиГ-3: Н.К.Ткачев с Х.Р.Хаметовым (справа) и В.И.Терехиным (слева). Два ЛаГГ-3 (М.А.Ефимов и С.И.Сухов) прикрывали «Илы» с левой стороны. При подходе к цели в районе Вороново — Жихарево самолеты прикрытия встретили на высоте 2000-2500 м восемь Ме-109 и два Хе-113. Самолеты противника находились группами по 4-6 самолетов, эшелонируясь по высоте до 4000 м. В бой вступали группами сверху сзади со стороны солнца парами самолетов.

Из донесения гв. ст. лейтенанта С.И.Сухова: «...При подходе к цели наши самолеты были атакованы четверкой Ме-109ф. Увидев, что атакуют сзади со стороны солнца, развернулся и пошел на «мессеров». Выбил «мессера» у одного «ЛаГГа» из-под хвоста. В это время «МиГи» встали в карусель. Один «МиГ» был атакован Ме-109, а затем сбит зениткой. Ефимов встал в вираж: с двумя Хе-113, зашел в хвост первому и бил его со 100 м. Второй Хе-113 заходил в хвост Ефимову. Я его выбил со 150-ти м. После этого встали в карусель с «МиГами» и дрались с четверкой Ме-109ф».

Из донесения гв. ст. лейтенанта М.А.Ефимова: «...заметил двух Хе-113, атакующих со стороны солнца Ил-2. Сблизившись на дистанцию действительного огня, я дал очередь по самолету противника, который начал разворачиваться на юг. Я дал по нему вторую очередь, после чего он пошел со снижением на юг, а второй погнался за «МиГами».

Из донесения гв. лейтенанта Н.К.Ткачева: «...С солнечной стороны слева сзади увидел серию зенитных разрывов и двух Ме-109, находящихся на дист. 700-800 м сзади и заходящих нам в хвост. Делаю левый разворот на 180 градусов в направлении на противника. Хаметов повторяет маневр и выходит при этом несколько вперед. Я иду за ним. Атакуем и выбиваем из-под хвоста Терехина двух Ме-109, которые ушли в направлении озер Белое — Линево на свою территорию. Во время разворота на противника самолет Терехина делает переворот и с высоты 1700 м отвесным пикированием уходит вниз. Я заметил у его самолета сквозную пробоину до 20-30 см в плоскости и несколько кусков обшивки, летевших вниз. Уверен, что он был подбит огнем ЗА. Моему самолету заходит в хвост Ме-109. Делаю горизонтальный маневр и не даю ему атаковать меня. За мной идет Хаметов. В это время увидел два взрыва на земле — в пяти км юго-вост. д. Вороново и на берегу р. Назия. Предполагаю, что это упали самолеты Ме-109.».

Из донесения гв. подполковника П.В.Кондратьева: «...Наша группа в количестве пяти истребителей вела бой на виражах и вертикальном маневре. В момент захода штурмовиков в атаку на цель были обстреляны сильным огнем ЗА. Истребители противника атак по штурмовикам не производили. Выйдя из пикирования вместе со штурмовиками на высоте 400 м, остался один и продолжал их сопровождать. В 10:53 в районе оз. Глухое был атакован со стороны солнца двумя Ме-109ф. Развернулся в лобовую атаку. Ме-109 боевым разворотом влево ушли на солнце. «Илы» за время первой атаки на бреющем ушли курсом к себе на аэродром. Продолжал вести бой, стараясь держать инициативу боя в своих руках за счет лобовых атак. При одной атаке Ме-109 с пикирования с разворотом старались зайти мне в хвост, но за счет большой скорости один проскочил вперед с разворотом влево и оказался впереди меня на дист. 50-75 м. Одной длинной очередью из ШВАКи ШКАС «мессер» был сбит. Упал с высоты 400-500 м в 10-ти км юго-вост. ст. Жихарево. В дальнейшем бой вел с одним Ме-109, который после 7-8 мин боя на виражах и вертикальных маневрах ушел с набором высоты на юго-запад. Во время виража мой самолет получил повреждения в количестве 6-ти пробоин в правой части фюзеляжа и хвостовом оперении».

Летчик Терехин вывел подбитый самолет из пикирования на высоте 30 м от земли и произвел посадку возле д. Кипуя на одно колесо. У самолета повреждены консоль, плоскости. Остальные самолеты группы произвели посадку на свой аэродром.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.