17.03.42 г. Воздушные бои

17.03.1942 г. при прикрытии войск шесть И-16, ведомые комиссаром 3 аэ 4 гиап (61 иабр, КБФ) П.П.Кожановым, в течение 25 минут вели воздушный бой с шестью Bf-109. В ходе боя было сбито два Bf-109, один из них – лично Кожановым, второй – К.Г.Теплинским, А.Х.Овчинниковым и Н.М.Щеголевым. В 12:05 третий Bf-109, атакованный Овчинниковым на высоте 2000 м в лоб, с дымом и со снижением перетянул за линию фронта.

В 12:30 на высоте 50 м в районе Погостья два отставших от группы летчика из 4 гиап были атакованы двумя Bf-109. Ведущий группы, заметив атаку, отразил ее двумя очередями. Самолеты противника от боя уклонились и ушли на юг. На И-16 Г.Г.Гурьянова прострелен винт, бензобак, руль поворота, обе плоскости. А.Г.Бугов произвел вынужденную посадку у оз. Люкасорское. Самолет разбит и ремонту не подлежит. Летчик погиб.

В 13:45 четыре ЛаГГ-3 из 3 гиап совместно с двумя И-16 из 4 гиап вылетели на охрану войск в район Погостье – Шала.

Из донесения гв. ст. лейтенанта Г.Д.Костылева: «Мы ходили тремя парами курсом встречных восьмерок на высоте 1500 м. В 14:00 со стороны солнца на высоте 2500 м пришли два Хе-113, которые в бой не вступали. Через минуты две со стороны солнца на высоте 2000 м пришло четыре Ме-109, которые совместно с Хе-113 пытались атаковать нас сверху сзади. Мы стали в левый круг и втягивали противника в бой на виражах. Немцы тоже встали в левый круг и ходили выше нас метров на 1000. Выбрав удачные моменты, мы атаковали противника сзади снизу с дист. 200-300 м. Сухов наблюдал прямое попадание своего пушечного снаряда в Ме-109, который выскочил из круга и с сильным дымом стал падать. Вскоре из круга вышел и стал круто снижаться еще один Ме-109.

В процессе боя все время прибывали со стороны солнца Ме-109. Когда их собралось около 16-ти, немцы изменили тактику. Восьмерка Ме-109 ходила выше нас по кругу, а три пары отделились и атаковали нас сверху против круга. Видя, что пара Хе-113 пикирует на одного ЛаГГ-3, я вышел из круга и пошел на них в лобовую атаку. Немцы открыли огонь очень рано, примерно с 800 м. Я сблизился примерно до 300-400 м и открыл огонь из БС, ШВАК, ШКАС. В этой дуэли я получил пушечное попадание во втулку винта, а затем в водорасширительный бачок и вынужден был выйти из боя.

Наша пятерка стала оттягиваться к а. Шум. Немцы не пошли и тем самым дали нам возможность удачно выйти из боя, т.к. горючее было на исходе. Остальные семь Ме-109 ходили над каруселью большим кругом, вероятно имея задачу сковать наше возможное подкрепление. Их превышение доходило до 1000 м. Конец боя в 14:35».

17:45-18:30. Шесть И-16 (ведущий Г.Д.Цоколаев) из 4 гиап вылетали на прикрытие войск 54-й армии. В районе Жарок - Шала на высоте 1200 м встретили восемь Bf-109. Самолет А.И.Кузнецова был атакован из-за облаков одним Bf-109. Н.М.Щеголев, защищая хвост ведущего, контратакой в лоб с дистанции 300-50 м сбил его. Г.Д.Цоколаев и Г.Е.Герасименко атаковали двух Bf-109 в лоб и, сделав переворот, в хвост. Оба Bf-109 загорелись и упали в районе Жарок. Ниже пара Кузнецов - Щеголев атаковала трех Bf-109 из пушек и пулеметов с дистанции 300-50 м. После атаки один Bf-109 задымил и упал в районе Жарок. В этот момент к линии фронта на высоте 600 м подходили двумя группами пятнадцать Ju-87. Заметив их, И-16 встали в два круга. Цоколаев, собрав всю свою группу, пошел в лобовую атаку на одну группу Ju-87. Огонь открыли эрэсами с дистанции 1000-800 м, а сблизившись до дистанции 400-500 м, обстреляли из пушек и пулеметов. А.Ю.Байсултанов и В.М.Дмитриев прямым попаданием РСов зажгли Ju-87. Вторично атаковали в хвост. Ju-87 перешел в пикирование и в районе Жарок врезался в землю. Второй Ju-87, атакованный ими же, загорелся и пошел со снижением за линию фронта. Дмитриев, атакуя два Ju-87, выпустил РСы с дистанции 800 м, которые взорвались между самолетами. Подбитые Ju-87 резким отворотом развернулись вправо и влево и ушли с поля боя подбитыми.

Эта первая атака расстроила кольцо Ju-87, и они беспорядочно стали отходить. Заметив вторую группу Ju-87 в количестве тринадцати самолетов, Цоколаев собрал свою шестерку и ринулся в кольцо Ju-87. Такое решительное действие расстроило строй противника и сорвало бомбометание. Ju-87 прикрывали четыре Bf-109, которые ходили сверху над группой бомбардировщиков, но в бой так и не вступили. В шутку советские летчики говорили: «Мы сегодня вели бой под прикрытием Ме-109».

Всего в ходе этого боя было сбито пять Ju-87 и четыре Bf-109. С задания не вернулся МиГ-3 летчика Ю.И.Федорова из 3 гиап.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.