06.05.42 г. Воздушные бои

06.05.1942 г. четыре И-16 (ведущий А.Ф.Бурдин) из 11 иап (61 иабр, КБФ) патрулированием в воздухе прикрывали корабли на р. Нева. В 16:05 над облачностью на высоте 3000 м вели бой с двумя Bf-109. РСы выпустили с дистанции 500-600 м и наблюдали их разрывы вблизи самолетов противника. Пулеметный огонь открывали с дистанции 100-150 м. В результате Бурдин, Кирин и Волков после трех атак подбили Bf-109, который с резким пикированием скрылся в облаках в районе севернее Морского канала.

 

Четыре И-16 (Е.И.Дмитриев, А.В.Байдраков, С.Е.Горгуль) из 4 гиап вылетали на разведку ледовой обстановки в южную часть Ладожского озера. Один И-16 вернулся из-за неисправности матчасти — не убиралось шасси. Ведущий принял решения не ждать резервный самолет, а выполнять задание тройкой. Местами шел кратковременный снег и самолеты летели на высоте 200 м. При повороте с мыса Морьин Нос на д. Кивгода в 19:00 увидели выше себя на высоте 500 м и слева два Bf-109 на параллельно-встречном курсе, которые прошли мимо, делая вид, что не видят советские самолеты. Затем, развернувшись на 180 градусов и снизившись до бреющего полета, внезапно пытались зайти в хвост звену Дмитриева. Ведущий, который заметил самолеты противника, покачиванием дал сигнал: «Внимание». Байдраков ответил покачиванием «вижу», Горгуль сигнал принял, подошел поближе, но очевидно противника не заметил.

Ведущий "мессершмитт" сделал горку выше советских самолетов, а ведомый с набором высоты отошел вправо. Советские самолеты сделали поворот «все вдруг» в лоб Bf-109, за исключением Горгуля, который плавно с креном 40 градусов разворачивался, по-прежнему не замечая противника. Ведущий Bf-109 с дистанции 600 м, несмотря на то, что Байдраков дал отсекающую очередь, открыл огонь по самолету Горгуля в развороте и попал ему в мотор. Летчик с дымящимся мотором начал планировать на посадку. Ведомый "мессершмитт" пытался сбоку атаковать Байдракова, но Дмитриев открыл по нему заградительный огонь, и он ушел вверх.

После первой атаки Bf-109 пытались атаковать сзади, но после разворота советских самолетов в лоб, ушли вверх. Затем ведомый Bf-109 стал догонять Горгуля, который шел в районе о. Кареджи на посадку, а ведущий остался над остальными советскими самолетами. Байдраков пошел на выручку, а Дмитриев, связанный Bf-109, который стал заходить в хвост, развернулся ему в лоб, и оба летчика открыли огонь друг по другу- После лобовой "мессершмитт" проскочил Дмитриева и пристроился к самолету Байдракова. Тот поздно заметил противника, но все же пытался развернуться ему в лоб. Разворот делал на большой скорости и с полным газом, чем увеличил радиус разворота. В момент разворота был обстрелян из пушек и пулеметов и его самолет загорелся. На посадке раненный в голову и грудь летчик был вместе с кабиной выброшен из самолета на 30 метров и погиб.

Дмитриев остался один, а Bf-109 разошлись в стороны и пытались одновременно атаковать сзади и спереди. Дмитриев делал энергичные отвороты на 90 градусов, оставляя их сзади, а затем разворачивался им в лоб. Заметив южнее себя снегопад, стал оттягивать в эту сторону. Когда зашел в зону плохой видимости, Bf-109 от него отстали.

Горгуль с убранными шасси произвел посадку на лед в 12 км западнее о. Кареджи и вышел из кабины. Пилоты "мессершмиттов" обнаружили его, штурмовкой зажгли самолет и убили летчика.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.