28.05.42 г. Отражение массированного налета бомбардировщиков

Для срыва перевозок и удара по портам на Ладожском озере противник в середине и конце мая 1942 г. осуществил несколько массированных налетов. В отражении налетов активное участие приняли летчики 4 гиап (61 иабр, КБФ). Самый крупный налет противника состоялся 28.05.1942 г. Утром 104 самолета Ju-88, He-111 и Bf-109 пытались нанести удар по Кобоно - Кареджскому порту.

 

В 09:40 командир 4 гиап Б.И.Михайлов по главной рации 8-й Армии получил приказ - дежурному подразделению перейти в готовность No. 1 и ждать с работающими моторами сигнала на вылет.

В 09:44 дан сигнал на вылет.

В 09:45 взлетает шесть И-16: (Г.И.Цоколаев, С.С.Суворкин, Е.И.Дмитриев, Г.И.Рочев, Е.Ф.Стрельников и Ш.Я.Бедукадзе). Остальные экипажи переведены в готовность No. 1.

Противник шестью эшелонами бомбардировщиков по 12-15 Ju-88 и He-111 в группе на высоте 2000-2500 м подходил к охраняемому объекту. Бомбардировщиков прикрывали 18 Bf-109, шедшие на высотах 2800-3000 м. В момент прихода первой группы советских истребителей два эшелона противника уже успели спикировать и сбросить бомбы на Леднево. Командир полка, видя с КП подходящие бомбардировщики, поднял дополнительно две группы.

В 09:47 в воздух поднимаются восемь И-16: В.Ф.Голубев (ведущий), П.П.Кожанов, А.Ю.Байсултанов, А.И.Кузнецов, В.И.Петров, П.Ф.Кравцов, Куликов и В.Н.Захаров.

В 09:56 поднимается группа из восьми И-16 (М.Я.Васильев, Г.Г.Лагуткин, С.Д.Филатов, И.Л.Творогов, В.М.Дмитриев, Д.А.Кириллов, Литвиненко и Д.В.Пушкин.

Каждая группа в своем составе имела два И-16 в сковывающей группе и 6 И-16 в ударной группе. При подходе к противнику сковывающая группа шла в атаку на прикрывающих истребителей, а ударная группа производила удар по бомбардировщикам.

Последующие 3-й - 6-й эшелоны бомбардировщиков (всего до 20 самолетов) были встречены на подходе к району Кобоны на высоте 2500-1500 м. Летчики произвели первую атаку с ходу в лоб по бомбардировщикам и расстроили их боевой порядок. Экипажи сбрасывали бомбы в беспорядке, даже не пытаясь прорваться к цели и пикированием старались уйти от преследования. После первых атак бой принял одиночный характер. Советские истребители стали производить атаки парами и в одиночку, каждый самостоятельно выбирал себе цель. Атаки производились со всех направлений: сзади, сверху, спереди, снизу. К концу боя не только звенья, а и эскадрильи перемешались. Летчики, движимые чувством ответственности за прикрываемый объект, с него не уходили и самолеты противника не преследовали.

Суворкин сзади сверху справа двумя РСами с дистанции 700 м атаковал Ju-88 и с дистанции 150 м обстрелял его пулеметным огнем. На самолете противника правый мотор задымил, и Ju-88 ушел со снижением в сторону Шлиссельбурга. Второй Ju-88 атаковал сзади в хвост: выпустил четыре РСа с дистанции 800 м, которые разорвались спереди и сзади самолета. Произвел несколько пулеметных атак по Ju-88 и Bf-109, но результатов не наблюдал.

Стрельников сзади в хвост выпустил четыре РСа по Ju-88: два разорвались ниже и два перед самолетом. Ju-88 подскочил и с большим снижением пошел в направлении Бугры. Выбивая противника из-под хвоста Цоколаева, в ходе боя атаковал Bf-109, который со снижением ушел вниз.

Цоколаев и Стрельников сзади атаковали Ju-88 по моторам, после чего он с дымом пошел в направлении к Шлиссельбургу.

Рочев сзади сбоку атаковал РСами с дистанции 600 м и пулеметным огнем с дистанции 600-300 м Ju-88. РСы разорвались справа. Правый мотор у Ju-88 задымил. Бомбардировщик ушел в направлении Бугры. Сзади в хвост с дистанции 400 м пулеметным огнем атаковал второй Ju-88. Стрелок-радист огня не вел, повидимому был убит. Самолет загорелся в хвостовой части и со снижением пошел в направлении к Шлиссельбургу. Спереди сбоку двумя РСами с дистанции 900 м Рочев атаковал третий Ju-88. РСы разорвались слева. Сзади снизу пулеметным огнем с дистанции 100 м атаковал два Bf-109.

Бедукадзе и Е.Дмитриев сзади сверху пулеметным огнем с дистанции 50-100 м атаковали два Ju-88, которые со снижением и дымом пошли в направлении д. Липка.

Бедукадзе сверху сзади сбоку двумя РСами с дистанции 600-700 м атаковал Ju-88. РСы разорвались сзади в 10-15 м. Вторую атаку по этому же самолету произвел одним РСом, который разорвался в правой плоскости Ju-88, после чего он перевернулся. В это время Бедукадзе в хвост заходили два Bf-109 и он отвернул. После отворота видел, как южнее о. Зеленец что-то упало в воду. На воде летчик наблюдал три черных пятна в 200 м друг от друга. Спереди сверху по пикирующему Ju-88 дал заградительный пулеметный огонь с дистанции 200-150 м. Атакованный им бомбардировщик вышел из пике. Бедукадзе сделал боевой разворот и снова атаковал его сзади сверху сбоку. Сделав 5-6 коротких очередей до дистанции 5 м. Стрелок самолета из передней кабины сначала вел огонь, потом прекратил. Бедукадзе самолет проскочил и больше его не видел.

Е.Дмитриев сзади сверху на высоте 2500 м с дистанции 700 м атаковал двумя РСами Ju-88. РСы разорвались сзади сбоку в 30 м. Затем атаковал пулеметным огнем с дистанции 200-150 м. Заградительным пулеметным огнем атаковал второй Ju-88 в хвост с дистанции 150 м. Результатов не наблюдал. Спереди снизу двумя РСами с дистанции 800 м атаковал третий Ju-88. РСы разорвались спереди бомбардировщика, и он с левым креном пошел вниз в направлении к Шлиссельбургу. Спереди пулеметным огнем с дистанции 200-50 м атаковал еще один Ju-88. Результатов не наблюдал. Сзади в хвост двумя РСами с дистанции 900 м атаковал Ju-88. Разрывы снарядов легли сзади в 100 м.

Цоколаев пулеметным огнем в лоб атаковал Bf-109, который сделал горку и подставил свой живот. Дал ему еще три длинных очереди, после чего он пошел вверх, перевернулся на крыло, резко пошел вниз и упал в районе д. Черное. Произвел несколько атак по Ju-88, но результатов не наблюдал. Увлекшись преследованием противника, оторвался от группы и никем не прикрытый был сзади атакован двумя Bf-109. В результате у самолета отбита левая сторона руля глубины, пробит стабилизатор с левой стороны, плоскости и получены другие повреждения. Сам летчик получил пулевое ранение в левое плечо, но сумел совершить посадку на своем аэродроме.

Кожанов сзади сверху выпустил с дистанции 600 м четыре РСа, которые разорвались точно на Ju-88. Самолет окутался дымом, пошел со снижением в направлении Бугры и упал. Спереди снизу пулеметным огнем с дистанции 100 м атаковал второй Ju-88, который также ушел со снижением в направлении д. Бугры.

Кузнецов спереди из БС и ШКАС с дистанции 150 м атаковал Ju-88 спереди сверху. До дистанции 50 м атаковал Bf-109. Сзади снизу с дистанции 150 м атаковал Ju-88 в момент выхода его из пикирования. Бомбардировщик с большим черным дымом ушел в направлении о. Зеленец.

Петров спереди сверху пятью РСами с дистанции 900 м атаковал Ju-88. Один из снарядов разорвался у моторов, один в хвосте. Петров продолжал атаковать самолет из БС и ШКАС сзади с дистанции 100 м. Бомбардировщик упал у маяка Бугры. Затем Петров совместно с самолетом 1-й аэ сзади сбоку атаковал He-111. После атаки правый мотор у бомбардировщика остановился. С дистанции 200-250 м обстрелял его из БС и ШКАС. Самолет противника со снижением пошел в направлении Шлиссельбурга.

Пителинский сзади снизу из БС и ШКАС атаковал Ju-88, после чего задымил правый мотор. Развернулся влево на 90 градусов на Bf-109, который проскочил выше. Сзади из БС и ШКАС с дистанции 100 м атаковал He-111, который в это же время снизу с боков атаковали два других И-16.

Кравцов сзади сбоку выпустил два РСа по Ju-88, которые легли рядом с ним. Вместе с Рочевым сзади сверху из пулеметов с дистанции 100 м атаковали He-111. Результатов не наблюдали.

Голубев сзади двумя РСами атаковал He-111, после чего тот со снижением ушел вниз. Его же обстрелял пулеметным огнем до 70 м. Этот же He-111 был атакован сбоку Захаровым. Летчик атакой увлекся, врезался в строй противника и подставил себя под огонь стрелка второго He-111 и Bf-109, который атаковал его сзади. He-111 и И-16 Захарова упали в районе о. Зеленец. Спереди пулеметным огнем с дистанции 100 м атаковал Bf-109, затем с переворота атаковал его же в хвост с дистанции 100-300 м. Этот же Bf-109 был атакован спереди еще двумя И-16, после чего он пошел горкой вверх, затем резко вниз.

Кириллов восточнее о. Зеленец атаковал Bf-109 сверху сзади, после чего тот пошел с левым разворотом вниз, где был атакован Васильевым и Твороговым. Со снижением и дымом пошел на запад.

Васильев и Творогов атаковали снизу спереди с дистанции 500-50 м два Bf-109, один из которых ушел вверх, второй — вниз. Нижний был атакован в лоб Лагуткиным, после чего резко пошел вниз.

В.Дмитриев атаковал Ju-88 трижды, после чего бомбардировщик с дымом ушел в направлении д. Липка.

Лагуткин атаковал Ju-88 сзади, после чего самолет противника с резким снижением и дымом пошел в том же направлении.

Литвиненко атаковал Ju-88 снизу с дистанции 250 м в момент пикирования и при выходе из пикирования сзади с дистанции 100-50 м. Зажег ему левый мотор. Этот же Ju-88 был атакован еще двумя летчиками и упал в районе Синявино.

Кириллов атаковал Ju-88 сверху сзади с дистанции 500-250 м, после чего бомбардировщик сильно задымил, а стрелок прекратил огонь. С резким снижением до 300 м пошел в направлении Шлиссельбурга.

Васильев атаковал Ju-88 снизу, затем в хвост из пушек с дистанции 300 м. Самолет пошел вниз. Васильев преследовал его до высоты 100 м, где наблюдение прекратил, т.к. атаковал два других Ju-88.

На сороковой минуте, когда у советских летчиков кончалось горючее и боеприпасы, к Кобоне подошли пятнадцать He-111 и двенадцать Bf-109F. Голубев повел шестерку в лобовую атаку на девять He-111 и один из бомбардировщиков был сбит. У пары Кожанова кончились боеприпасы, и их лобовая атака была ложной.

Летчики заявили о сбитии 13-ти самолетов, после уточнения и получения подтверждения от наземных войск на боевой счет летчиков 4-го гиап было записано 11: Голубев и Захаров - один He-111; Васильев, Творогов и Кириллов - один Bf-109; Васильев, Лагуткин и Творогов - один Bf-109; Лагуткин, Литвиненко и Е.Дмитриев - один Ju-88, Суворкин и Стрельников - один Ju-88, Е.Дмитриев и Бедукадзе - один Ju-88, Кузнецов, Петров, Кожанов, Бедукадзе, Рочев - по одному Ju-88.

 

14:35-15:15. Пять И-15, один И-153 и четыре И-16 из 11 иап сопровождали ТБ-3 при его перелете с аэродрома Н.Ладога в Ленинград. В районе м. Осиновец на высоте 1000 м вели воздушный бой с десятью Bf-109. В результате сбито два Bf-109 и один Bf-109 подбит.

 

Всего за день по данным оперативной сводки ВВС КБФ в воздушных боях сбито восемь Ju-88, два He-111, пять Bf-109 и один Bf-109 подбит.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.