14.08.42 г. Сопровождение штурмовиков

14.08.1942 г. девять «харрикейнов» из 3 гиап (61 иабр, КБФ) сопровождали Ил-2 на БШУ по дозорным катерам противника в районе о. Б. Тютерс — Курголово. На обратном пути в 10:15 на высоте 2200 м в районе о. Сейскар четыре «харрикейна» (М.А.Ефимов, С.И.Сухов, С.И.Львов и Чепелкин) были атакованы семью «брюстерами» B-239. «Илы», увидев самолеты противника, стали удирать, чем оторвали четыре истребителя из группы непосредственного прикрытия, которые, движимые чувством ответственности за сохранением штурмовиков, ушли вслед за ними. Оставшаяся четверка приняла бой.

Из донесения гв. капитана Львова: «Находясь с левой стороны от Ил-2, т.е. крайними в паре с Чепелкиным, были атакованы семью самолетами противника. Сразу сделали правый разворот к общей группе. В это время пара Ефимова сделала левый разворот и тем самым отбила атаку на нас, после чего бой начался в карусели. В один из моментов я заметил, что один из самолетов противника зашел в хвост Ефимову. Я немедленно пошел в атаку на этот самолет. После первой моей очереди противник атаку по Ефимову прекратил и стал уходить с набором высоты. Я преследовал его. После моей четвертой очереди с дистанции 30-40 м самолет противника перешел в отвесное пикирование, но я до конца падение не наблюдал, потому что справа на меня пикировал один из самолетов противника. Я развернулся на него и отбил атаку. В дальнейшем бой принял с нашей стороны оборонительный характер, потому что к этому времени нас уже осталось трое, а их пятеро. Мы стали отходить к своему берегу. В конце боя у противника осталось четыре самолета, которые при подходе к нашему берегу в районе Горы-Валдай с набором высоты ушли курсом на север».

Из донесения гв. капитана Сухова: «Первая атака была произведена по самолетам Чепелкина и Львова. Мой ведущий Ефимов сделал резкий разворот в их сторону. Я за ним и стали атаковать самолет противника. Я зашел одному в хвост и расстреливал его метров с двадцати. Вдруг вижу у Львова в хвосте самолет противника. Львов сделал резкий разворот, и я ударил по финну. Он отвалил со снижением и ушел на свою территорию в направлении мыса Инониеми. Я его не стал преследовать, видя у одного нашего самолета в хвосте противника. Я выбил его в то время, как наш самолет заложил глубокий вираж. Самолет противника отвалил со снижением. Я увидел, что наши вне опасности, и стал его преследовать. Увидел над водой идущий на бреющем полете самолет Чепелкина, который дымил. В это время на нас опять пикировали, и мы стали в вертикаль и выбивали их из-под хвостов друг друга».

Из донесения гв. капитана Ефимова: «Первая атака была произведена по самолету Чепелкина. Я, сделав резкий разворот влево, дал заградительный огонь по атакующему самолету, который ушел левым боевым разворотом. В это время пара «брюстеров» пошла в атаку мне в лоб. Я отвернул, чтобы избежать лобового удара. Завязался бой на полувертикалях. Бой был энергичный. Чепелкин подошел вплотную к одному самолету в хвост и, дав очередь, отвалил на защиту товарища. В это время я атаковал самолет, заходящий в хвост Сухову, который в свою очередь атаковал второй самолет противника. Я развернулся, чтобы защитить хвост Сухову, и заметил, что Львов в упор расстреливает самолет противника. Я довернул и тоже дал очередь. В это время мне дали очередь по левой плоскости. Я сделал управляемый переворот и заметил, что самолет противника с черным дымом пошел на снижение и упал западнее мыса Инониеми. Мы стали оттягивать противника к нашему берегу, но он за нами не пошел, а всей четверкой финские летчики ушли вверх с набором высоты на свою территорию. У нас горючее было на исходе и мы преследовать противника не стали.

Вывод: Противник отлично владеет самолетом и правильно его маневр использует. Имея почти двойное превосходство, четверка нас старалась затянуть в карусель, а остальные ходили выше и выбирали момент для атаки, тем самым не давая нам увлекаться атакой. Наши летчики дрались исключительно напористо, иногда слишком увлекались атакой противника, отрываясь от основной группы и тем подставляя себя под обстрел противника».

Как оказалось, в бою Чепелкин допустил горячность, увлекшись погоней за ведущим самолетом противника и, пропущенный ведомой парой вперед, был зажат ими в клещи и подбит. Он пытался дотянуть машину до берега, но произвел вынужденную посадку в заливе в четырех км к северу от маяка Шепелев. При посадке на воду почему-то выпустил посадочные щитки. Машина коснулась воды и сразу же ушла на глубину. Летчик не успел покинуть кабину самолета и погиб.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.