18.08.42 г. Воздушные бои

18.08.1942 г. четыре И-16 из 4 гиап (61 иабр, КБФ) по вызову ПВО вылетали на перехват в район Борки. В 18:40 на высоте 3000 м вели бой с четверкой Bf-109. Цыганов атаковал в лоб Bf-109 пулеметным огнем с дистанции 50-10 м. "Мессершмитт" вошел в отвесное пике и упал. Остальные самолеты после этого ушли.

 

Восемь «харрикейнов» из 3 гиап (Бондаренко, Рыбин, Теплов, Костылев, Ефимов, Сухов, Львов и Каберов) взлетели на сопровождение Пе-2, наносивших бомбоудар по транспортам противника в районе Борго (около Хельсинки).

Из донесения гв. капитана Бондаренко: «В 18:48 после взлета с а. Борки на высоте 2000 м нашей восьмерке был навязан бой четырьмя Ме-109ф. Противник, находясь выше, атаковал попарно наши отдельные самолеты. Мы отбивали атаки, сражаясь на восходящей спирали. На шестой минуте боя, находясь выше наших самолетов, я с дист. 200-150 м дал большую прицельную очередь по ведомому Ме-109ф второй пары. Самолет противника вышел из пике и пошел с небольшим левым разворотом на уменьшенной скорости. Довернувшись за ним, с дист. 150-100 м я дал еще одну большую очередь. Самолет пошел в переворот с зависанием. Получив еще одну очередь прямо в хвост с дист. 100-50 м, Ме-109ф резко начал выход с переворота, потом сделал полубочку и под большим углом врезался в лес западнее оз. Черное. С оставшимися тремя самолетами противника вели бой еще 7 минут. На 13-й минуте боя был сбит на перевороте тремя «харрикейнами» еще один Ме-109ф».

Из донесения гв. капитана Ефимова: «...Взлетев последним, я стал набирать высоту с небольшим левым разворотом, уходя в сторону солнца. Сделав левый разворот, я заметил слева два Ме-109, по которым вели огонь два наши самолета. Я подошел на дист. 200-300 м и тоже открыл огонь. После атаки трех наших самолетов один Ме-109 задымил черным дымом и пошел резко на снижение и упал на лес. Я вторично пошел с набором высоты в сторону солнца, после чего произвел несколько атак по самолетам противника. Перед концом боя я зашел в хвост на дист. 100 м к самолету противника, находившемуся со мной на одной высоте. В этом время по нему кто-то дал очередь. Ме-109ф сделал штопорный переворот и завис. Я успел дать две очереди и самолет противника беспорядочно стал падать с высоты 500-600 м».

Оставшаяся пара Bf-109F немедленно вышла из боя и ушла по направлению на Красногвардейск. По приказанию командира авиабригады «харрикейны» из боя вышли, но Пе-2 не догнали и возвратились из района о. Лавансаари обратно.

 

Четыре И-16 из 71 иап (Щеголев, Смирнов, Розов и Оверченко) совместно с шестью И-16 из 4 гиап (ведущий Васильев) вылетали в район о. Лавансаари на встречу и сопровождение Пе-2. В 19:52 в 30 км западнее маяка Шепелев на высоте 2500 м встретили шесть «капрони». Первую атаку произвели в лоб. Васильев пушечно - пулеметным огнем с дистанции 500-200 м атаковал самолет противника, который отвернул вправо и пошел со снижением. Кириллов сзади сверху с дистанции 150 м дал по нему три очереди из пушек и пулеметов. На высоте 1500 м с «капрони» выбросился летчик на парашюте. Другой самолет противника при попытке выйти из атаки с разворотом и набором высоты был атакован с дистанции 50-75 м на высоте 2500 м в «пузо» из пулеметов и БС Щеголевым. Мотор воспламенился, и самолет противника перешел в пикирование, но здесь же был атакован в хвост с дистанции 100-75 м пулеметным огнем Розовым. После этого самолет стал штопорить и упал в воду северо-западнее бухты Батарейная. Летчик выпрыгнул на парашюте и приземлился там же.

По второму «капрони» Щеголев произвел атаку в лоб с дистанции 50-100 м из пулеметов и БС. Самолет противника пошел на снижение и после атаки с дистанции 100-75 м пулеметным огнем летчика Розова, перешел в пикирование и врезался в воду в районе м. Толбухин. Смирнов одной атакой сверху в хвост сбил «капрони». Самолет загорелся и упал в воду. Был подбит и упал в море самолет Щеголева. Пилот подобран катерами.

Всего сбито пять самолетов противника, два из них записано на счет летчиков 71 иап.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.