22.10.42 г. Отражение десанта на о. Сухо

Рано утром 22.10.42 г. тридцать восемь вражеских катеров и самоходных барж с десантом под прикрытием авиации и арт. огня подошли к о. Сухо и начали высаживать десант. Защитники острова оказали ожесточенное сопротивление противнику. Около двух часов батарея острова, тральщик ТЩ-100 и малый охотник МО-171 вели тяжелый бой с отрядом вражеских десантных судов. Под прикрытием большой группы самолетов, противнику удалось на нескольких надувных лодках высадить на острове небольшой десант. Орудийным и пулеметным огнем, штыковыми атаками гарнизон острова сдерживал его натиск. В самый критический момент боя на помощь защитникам пришли самолеты авиации Балтийского Флота.

 

С 08:47 до 15:20 летчики из 11 иап (61 иабр, КБФ) группами по 4-5 самолетов И-15бис наносили БШУ по десанту, атаковавшему о. Сухо.

 

С 08:58 до 18:00 шесть МиГ-3 из 12 коаэ сопровождали И-15 и Ил-2 на БШУ в район о. Сухо.

 

В 09:20 шесть МиГ-3 (Корнилов, Крайнов, Бегун, Трошин, Храмов и Горюнов) из 12 коаэ в районе о. Сухо прикрывали И-15бис, которые с высоты 800 м атаковали десантные корабли и суда. В это время летчики заметили, что ниже ходят два До-215, которые бомбят корабли Ладожской ВФ. Корнилов и Бегун пошли в атаку на одного До-215, который оторвался от ведущего. Корнилов сверху, а Бегун с хвоста открыли огонь. После нескольких очередей До-215 скользнул на крыло и плюхнулся в озеро. Корнилов успел зайти в хвост и дать одну очередь по второму До-215, но тот скрылся в облаках.

 

С 09:00 до 15:46 шесть «харрикейнов» из 3 гиап дважды сопровождали Ил-2 и СБ на БШУ в район м. Сухо.

 

В 09:45 группа из четырех Ил-2 с прикрытием истребителей в 20 км северо-западнее м. Пейгаз была перехвачена шестью Ме-109, которые связали боем четверку И-16 из 21 иап, в результате только два И-16 прикрывали дальнейшее следование штурмовиков к цели. К 09:58 два Ме-109 были сбиты истребителями И-16.

До цели и на выходе из атаки самолеты Ил-2, практически лишенные прикрытия, поодиночке стали атаковываться истребителями противника. В результате два Ил-2 не возвратились с задания, а третий горящий с трудом произвел посадку на своей территории.

 

С 09:29 до 11:04 два Як-1 из 21 иап дважды сопровождали Ил-2 и СБ на БШУ по десанту. При отражении атаки четверки «фиатов» сержант Ткачев и ст. лейтенант Рубцов один из них сбили.

 

Шесть «харрикейнов» из 3 гиап сопровождали группу из четырех Ил-2. В 10:20 советские самолеты в 25 км севернее м. Пейгаз на высоте 800-50 м были атакованы шестью Ме-109 справа сбоку по курсу следования штурмовиков, которые совместно с прикрытием были вынуждены вести бой с «мессершмиттами». Через 5, а потом через 10 минут с момента начала боя подошли еще истребители противника, число которых достигло двенадцати (десять Ме-109 и два «фиата»). Эта группа имела основной целью прикрыть высадку десанта и не допустить наши штурмовики до цели.

Пользуясь тем, что истребители противника были связаны боем, группа Ил-2 взяла курс на цель, но южнее маяка Сухо была атакована снизу сзади четырьмя Ме-109. Продолжая следовать на цель, Ил-2 заметили еще двух Ме-109, которые пытались атаковать штурмовиков.

По докладам экипажей сбито два и повреждено три Ме-109. Один «хар-рикейн» имеет одну пулевую пробоину в плоскостях.

 

В 11:55 шесть МиГ-3 из 12 коаэ при повторном сопровождении И-15 на штурмовку кораблей на высоте 800 м в районе м. Сухо атаковали Ю-88. Его первым заметил Трошин, который зашел в хвост и произвел очередь. «Юнкерс» стал уходить вправо, но здесь его встретили Корнилов и Бегун и тоже атаковали. Горящий Ю-88 упал в озеро.

 

С аэродрома Н.Ладога шесть И-16 из 11 иап и два Ил-2 из 57 шап вылетали на БШУ в бухту Саунаниеми. Прикрытие «Илов» состояло из двух групп: ГНП - два И-16 (Бурдин и Козлов), СГ - четыре И-16 (Гирич, Царев, Волков, Исламов). В 14:50 обнаружили плавсредства. «Илы» отштурмова-ли их и легли курсом на аэродром посадки.

В 14:45 четыре «фиата» с бреющего полета со стороны солнца в 10-15 км западнее м. Иголкониеми атаковали один Ил-2 из общей группы, следовавшей к цели.

В 14:55 на высоте 500 м с севера и северо-запада подошли две группы противника в три и четыре «фиата». СГ Гирича находилась на высоте 600 м, имея впереди слева по курсу Ил-2 и два И-16 на 50-100 м. Три «фиата» шли на перехват «Илов», а четверка заходила в хвост СГ и находилась на расстоянии одного км. С запада показалось еще три «фиата» и два Ме-109.

Гирич развернулся вправо на трех «фиатов», которые были ближе всех к «Илам» и пошел в лобовую атаку. С дистанции 900-800 м дал залп в два РСа. Снаряды разорвались впереди в 40-20 м. Противник, не сворачивая шел в лоб. Гирич с дистанции 100 м открыл пулеметный огонь по среднему «фиату», который клюнул носом и с высоты 400 м, оставляя след дыма, упал в воду. Два других «фиата» проскочили мимо Гирича и завязали бой с Козловым. Царев оторвался от ведущего и, разворачиваясь за Гиричем вправо, увидел, что на него с высоты 800 м со снижением идет Ме-109. Царев довернул влево и открыл огонь в лоб с дистанции 200 м. Одновременно то же сделал летчик Ме-109. Снаряд с Ме-109 разорвался под самолетом, и Царева ранило. Разворачиваясь, Царев наблюдал за Ме-109, который после атаки перешел на планирование и ткнулся в воду. Царев ушел в облака и взял курс на аэродром.

Пара Козлов и Исламов приняли на себя удары остальных истребителей противника. Козлов вел бой с двумя «фиатами», которые вышли из атаки от Гирича. Исламов пошел в лобовую атаку на трех «фиатов», которые заходили на Козлова и дал залп в два РСа. Разрывы легли под одним из «фиатов», и снизу показалось пламя. Видя, что Козлова атакуют уже четыре «фиата», Исламов развернулся на двух, заходящих ему в хвост, с дистанции 600 м дал залп в четыре РСа и пошел на догон. Разрывы легли впереди противника на 30-40 м. Один «фиат» начал снижаться, а остальные отвалили от Козлова и ушли в облака. Исламов, догнав снижающегося «фиата» на высоте 50-70 м, с дистанции 400-100 м сзади дал 4-5 пулеметных очередей и «фиат» с высоты 50 м врезался в воду.

Противник разбился парами и, сделав две-три попытки атаковать советские самолеты, ушел на северо-запад, придерживаясь нижней кромки облаков. Бой продолжался 12-15 мин. Высота боя для Ме-109 — 800 м, и для «фиатов» — 400-50 м. Летчики заметили, что с «фиатов» мало стреляли, очевидно, боекомплект был израсходован ранее. Летчики на Ме-109 держались пассивно и, после того как был сбит ведущий, ведомый покинул поле боя. Два И-15бис имеют по 10-15 пушечных пробоин.

 

Десять И-15бис (ведущие Мироненко и Беляев) из 11 иап вылетали на БШУ. Их прикрывали четыре МиГ-3 из 12 коаэ. Когда окончили штурмовку, были атакованы шестью Ме-109 и двумя «капрони». В 14:45 четыре МиГ-3 из 12 коаэ вступили в бой с четырьмя Ме-109 и летчики Крайнов и Храмов сбили два из них. Пять И-15бис из 11 иап с 14:50 на высоте 300-100 м также вели бой с Ме-109. Летчик Борохов зашел в лоб Ме-109 и дал по нему залп из двух РСов. Разрывы легли в двух-пяти м от мотора и Ме-109 рухнул в воду.

Два И-15бис мл. сержанта Дроченко и сержанта Прокофьева из 11 иап на аэродром не возвратились. Два И-15 повреждены.

 

В 14:40 пять И-16 на высоте 800 м атаковали два До-217, пытавшихся бомбить корабли Ладожской ВФ, и один из них повредили.

 

В 15:15 два И-16 из 21 иап вели воздушный бой с двумя Ме-109 и один из них сбили.

 

В 15:35 одинадцать советских истребителей восточнее Саунаниеми при отходе от цели были безрезультатно атакованы восемью «фиатами.

При отходе десанта противник организовал его прикрытие с воздуха четырьмя - шестью истребителями, которые стали атаковывать советские самолеты снизу сзади, снизу сбоку, снизу спереди с обязательным выходом из атаки к водной поверхности и очень редко с набором высоты.

 

Всего летчики 12 коаэ совершили за день 22 самолето-вылета, а 11 иап 28 самолето-вылетов. При штурмовке И-15бис зажгли четыре баржи, а также наблюдали прямые попадания нескольких бомб и РСов в три баржи, на одной из которых прогремел сильный взрыв. Летчики провели 14 воздушных боев и сбили 12 вражеских самолетов Это позволило защитникам Сухо разгромить уже высадившийся десант. Остатки вражеского отряда были настигнуты кораблями Ладожской флотилии и понесли новые серьезные потери - противник лишился 17 из 23 десантных судов, два из них потоплено летчиками-истребителями.

 

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.