Борисов Василий Александрович
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 12.04.1913 г. в селе Гора-Пневицы Калязинского района Калининской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1940 г. С 1925 г. жил в городе Богородск (ныне Ногинск) Московской области, где окончил 7 классов. Работал арматурщиком в управлении «Стальстрой» и на строительстве Ярославского резинового комбината. Окончил в 1933 г. Саратовский авиационный техникум, в 1935 г. — Тамбовскую авиационную школу ГВФ. Служил в Дальневосточном управлении гражданской авиации, командовал учебно-тренировочным отрядом Дальневосточного управления ГВФ. Имел налет свыше 1 млн километров.
С июля 1941 г. — командир эскадрильи специальной группы Аэрофлота по перегонке самолетов на фронт.
В январе 1942 г. направлен в 750-й ап дд в звании ст. лейтенант. Здесь после выполнения всего одного контрольного полета получил допуск на боевую работу.
Обладал не только летным талантом, но и имел свой почерк, свойственный пилотам высокого класса. Борисов стремился как можно полнее использовать тактико-технические данные своей машины. Он первым в полку поднял в воздух десять стокилограммовых бомб и три пятисотки. Узнав об этом, на аэродром прибыл конструктор Ил-4 С.В.Ильюшин. После тщательного осмотра машины и ее узлов, одобрительно отозвался о новаторстве летчика. Командование наградило Борисова трофейным мотоциклом. Опыт Борисова стали перенимать и использовать другие летчики полка.
Был парторгом эскадрильи, влиял на окружающих и сослуживцев не только словом, но и личным примером в бою. Хорошо знал характеры людей, всячески развивал у них чувства дружбы и взаимопомощи.
Командуя звеном 750-го ап дд, майор Борисов к июлю 1942 г. совершил 80 боевых вылетов на бомбардировку важных стратегических объектов в тылу противника.
Представлен к ордену Отечественной Войны 1-й степени, но Военный совет АДД пересмотрел предстваление и 31.12.42 г. В.А.Борисову присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего за годы войны совершил 284 боевых вылета, в том числе 20 на Берлин, Данциг, Кенигсберг, Будапешт, Варшаву, Хельсинки.
С 1946 г. подполковник Борисов — в запасе. Работал в МВД. С 1952 г. — начальник Управления воздушного транспорта «Дальстроя», с 1955 г. — командир Магаданского авиапредприятия, с 1959 г. — начальник международного аэропорта Шереметьево, с 1961 г. — в Полярном управлении Аэрофлота.
Участник экспедиций на Северный, а в 1966-67 гг. — на Южный полюс.
Заслуженный пилот СССР.
Жил в городе Лобня Московской области. Почетный гражданин города. Его именем названа пионерская дружина городской школы No. 3.
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, медалями.
Умер в 19.03.1993 г. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Источники информации:
1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.
2. Киньдюшев И. И. К победным рассветам. — М.: Воениздат, 1978.
3. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО "Дельта НБ", 2004.
4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 12071412
5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 19790437
6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 25586099
7. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1518599563