Мошков Борис Николаевич

Борис Николаевич Мошков

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

17.06.1922 - 24.06.1984

Место рождения:

Ивановская обл., г. Юрьевец

Вид авиации:

Штурмовая

Категория:

летчик

Места службы:

431 шап/174 гшап

06.07.42‑11.03.46

Летчик,
командир аэ

Боевых вылетов:

140

Воздушных побед:

4 индивидуальных и 1 в группе

 

Родился 17.06.1922 г. в г. Юрьевец ныне Ивановской области в семье рабочего. Русский. В 1940 г. окончил 8 классов, в следующем году – Кинешемский аэроклуб. В апреле 1941 г. призван в РККА Кинешемским РВК. Был направлен в Поставскую авиационную школу пилотов бомбардировщиков (г. Поставы, ныне Могилевской области Белоруссии). С началом Великой Отечественной войны в составе школы эвакуирован на восток, в город Чкалов (Оренбург). Продолжил учебу в 1-й Чкаловской военной авиационной школе пилотов им. К.Е. Ворошилова. В декабре 1941 г. форсированно окончил программу обучения на бомбардировщике СБ, затем освоили штурмовик Ил-2. В июле 1942 г. с отличием окончил учебу и в звании сержант направлен на фронт.

Был зачислен летчиком в 431 шап. В составе полка прошел весь боевой путь до Победы. К боевым вылетам приступил не сразу. Мошков успешно закончил программу переучивания на Ил-2, затем перегонял с заводов самолеты для полка. Весной 1943 г. в составе полка приступил к боевой работе на Центральном фронте.

Член ВКП(б)/КПСС с 1943 г. В мае 1943 г. присвоено первое офицерское звание мл. лейтенант и в августе назначен командиром звена.

Участвовал в сражении на Курской дуге. Только за месяц боев с июля по август 1943 года произвел 23 успешных боевых вылета в которых лично уничтожил 9 танков, свыше 30 автомашин, 4 зенитные точки, сбил лично истребитель Ме-109, и два самолета сбил его воздушный стрелок. 5 августа в боевом вылете в районе города Орла был ранен, в кабине разорвался зенитный снаряд. Не смотря на ранение продолжил выполнение боевого задания и затем привел машину на свой аэродром. Через короткое время вернулся в строй.

В дальнейших боях группы Ил-2, ведомые Мошковым, активно действовал по боевым порядка противника в боях за украинские города Новогород-Северский, Конотоп, Бахмач, Нежин, обеспечивали форсировании рек Сож, Днепр, Припять. В боях за освобождение Белоруссии, на Гомельском, Жлобинском и Ковельском направлениях штурмовики Мошкова производил по 4-5 заходов на цель, нанося противнику большой урон в живой силе и технике.

К маю 1944 г. заместитель командира эскадрильи ст. лейтенант Мошков совершил 106 успешных боевых вылетов, в результате которых лично уничтожил 22 танка, 70 автомашин, 34 орудия полевой и зенитной артиллерии, несколько складов с боеприпасами, пароход с военными грузами, 2 крупных моста, свыше 700 солдат. Провел 14 воздушных боев сбил лично 2 вражеских самолета и 1 сбил его воздушный стрелок.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.08.44 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (No. 3071).

В июне 1944 г. принял командование эскадрильей. До конца войны гв. капитан Мошков совершил еще несколько десятков боевых вылетов в ходе Варшавской, Лодзинской и Берлинской операциях. Только в Берлинской операции его эскадрилья провела 132 успешных боевых вылета.

В мае 1945 г. был представлен к награждению четвертым орденом Красного Знамени, но не получил его.

К дню Победы на счету летчика-штурмовика Мошкова было 140 успешных боевых вылетов, из них 82 в качестве ведущего групп штурмовиков. Лично уничтожил 27 танков, 107 автомашин, 40 орудий, 7 складов с боеприпасами, 2 моста, речной пароход, много живой силы противника. Провел 22 воздушных боя, в которых сбил 4 самолета врага.

После Победы остался в армии, но военную карьеру прервал несчастный случай. В конце мая 1945 года при катастрофе автомобиля получил тяжелую травму – сложный перелом ноги. Врачебной комиссией был признан ограничено годным для работы в невысотной и нескоростной авиации. В марте 1946 г. гв. капитан Мошков уволен в запас.

Приехал на родину в город Юрьевец. Работал в лесном хозяйстве заведующим гаражом, лесничим. В 1948 г. вернулся в небо, в гражданскую авиацию. Работал летчиком-инструктором Краснокутского авиационного училища пилотов гражданского воздушного флота.

С января 1949 г. – в гражданской авиации Коми АССР: начальником аэропорта города Ижма, пилотом-инструктором УТО-20 Сыктывкарского отдельного авиационного отряда, командир корабля 75-го авиаотряда. Летал пилотом самолета Ан-2, командиром корабля Ли-2, Ил-14, Ан-10. За его плечами 13000 часов, проведенных в воздухе, три миллиона километров небесного пути. В 1955 г. окончил школу высшей летной подготовки в Ульяновске. В 1961-1970 гг. работал командиром корабля на Горьковском авиационном заводе им. Серго Орджоникидзе.

С 1970 г. вернулся на родину, жил в городе Юрьевец Ивановской области. Скончался 24.06.1984 года. Похоронен на кладбище города Юрьевец.

Награжден орденом Ленина (19.08.44), тремя орденами Красного Знамени (24.08.43, 20.12.43, 14.04.44), орденами Александра Невского (15.11.44), Красной Звезды (12.07.43), медалями.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

Список известных побед


См. также:

10.08.44

 

Источники информации:

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

2. Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. Ярославль, 1980 г.

3. Книга Памяти Ивановской обл. Т.6. - Иваново, 1995.

4. Пруссаков Г.К. и др. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945). — М.: Воениздат, 1973.

5. Осокин Б. Мастер огневого удара // Рабочий край. - 1945. - 7 янв.: портр.

6. Шумилов В. Почта командира эскадрильи // Рабочий край. - 1975. - 6 мая.

7. Дроздов М. Ради жизни на земле // Рабочий край. - 1976. - 9 мая: фот.

8.  Михайлов Д. Позвало небо// Рабочий край. - 1982. - 15 авт.: портр.

9. Личное дело.

10. Наградной лист к званию Герой Советского Союза

11. Герои страны

12. Иваново помнит

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.